Тот радостный канун Рождества
Нидерланды, трагикомедия, 1960 г., 1 час 32 мин.
Режиссер: Фонс Радемакерс/Fons Rademakers.
В ролях: Эллен Фогель, Гуус Хермус, Анк ван дер Моэр и др.
На рубеже 50-60-х годов Фонс Радемакерс смог преодолеть национально-провинциальную замкнутость кино Нидерландов, сняв за девять лет пять фильмов, причём второй из них («Тот радостный канун Рождества (Коллеги, прекратите шум)», сатира на мелких буржуа) получил премию в Западном Берлине в 1961 году, третий («Нож») и четвёртый («Как две капли воды») приняли участие в конкурсе Каннского фестиваля. Тонкая ирония и в то же время внезапная эксцентрика у Фонса Радемакерса опровергают устоявшееся мнение, что голландцам более присуще некое абсурдно-сюрреалистическое чувство юмора, которое они щедро демонстрируют в своих бесчисленных картинах о чудаках и блаженных, проще говоря - сумасшедших. Абсурдность разыгрываемых ситуаций или поведения персонажей не исключает для Радемакерса проявления лукавства и язвительности, что, конечно, не имеет ничего общего с жалостью, а тем более с некоторым любованием, присущим отдельным создателям голландских фильмов о весьма странных субъектах.
Намеренное дистанцирование от представляемой реальности (гораздо позже это будет выдаваться за одну из очевидных примет постмодернизма, как и демонстративное смешение стилей и жанров, а также повальное заимствование, переплавленное в умное цитирование) обнаруживает в Радемакерсе склонность к насмешливо-интеллектуальному переосмыслению многих стереотипов, в том числе и в восприятии искусства. Его ранние работы замечательно вписываются в славную для кинематографа пору открытия новых тем, форм и средств киновыразительности, в чём-то даже предвосхищая поиски режиссёров мира во второй половине шестидесятых и в последующие десятилетия.
Neorasum «В Контакте»: http://vkontakte.ru/neorasum
Ленина 51, аудитория 418. Вход свободный! (Не забудьте взять с собой что-нибудь к чаю!)
Читать ещё...