Киноклуб «NEORASUM»

Два года в море

27 января 2018 г, суббота, 18-00.
Великобритания, устал я жить в родном краю, 2011 г., 1 час 30 мин.

Режиссер: Бен Риверс/Ben Rivers.

Картин о феноменальных индивидуумах, сознательно выключивших себя из социального контекста, в истории мирового кино более чем достаточно. Бывает, что режиссёр компенсирует отсутствие собственного языка или взгляда масштабом личности героя (особенно в документалистике). Но случай Риверса — принципиально иной. Джейк Уильямс— не бунтарь, а эскапист, человек-никто, стёрший себя до полной невидимости. Он растворяется в пейзаже, мимикрирует, имитирует неодушевленный предмет. Джейк Уильямс - диковатый отшельник живет в лесной глуши уже тридцать лет, ведёт натуральное хозяйство. Молодой режиссёр Бен Риверс отыскал его пять лет назад и был так впечатлён индивидуальной утопией Джейка, что сделал о нём короткометражку «Это моя земля». Теперь дело дошло до полного метра — монофильма, где на экране нет никого, кроме Уильямса, а за кадром никого, кроме Риверса, — «Два года в море». Мы ничего не знаем о Джейке — включая его имя и фамилию или, тем более, предысторию. Туманен смысл заголовка, никак не обозначена местность, где живет затворник. Неясно, вменяем ли он. Бедствует или намеренно отказался от земных благ. Вынужден тут жить или выбрал свою судьбу самостоятельно. Слов в фильме нет, не считая неразличимого бормотания под нос. Именно это запускает интерпретационные механизмы в голове зрителя, неизбежно раздраженного нехваткой информации — или, наоборот, введённого в состояние транса самодостаточным и герметичным действием.

«Два года в море» — не документальное кино. Оно ближе к сюрреалистическому потоку сознания, в котором каждое явление или факт ставятся под сомнение, переходят в субъективное измерение грёзы или сна. Особенно очевидно это становится, когда камера останавливается на фотографиях из архива Джейка: поскольку мы не знаем, кто, зачем и при каких обстоятельствах был на них запечатлен, лица и фигуры превращаются в призраков. Как, собственно, и сам герой в простом, но эффектном финале. Он недвижно сидит у костра; говорят, на огонь можно смотреть бесконечно, но Риверс вместо этого бесконечно долго смотрит на Джейка, пока освещающее его лицо пламя не гаснет. Человек истаивает во мраке, оставшись неразрешенной загадкой.

Полнометражный дебют был показан на фестивале в Венеции и получил там приз критики ФИПРЕССИ, а в родном для режиссёра Лондоне картину провозгласили едва ли не главным событием года. АНТОН ДОЛИН

Neorasum «В Контакте»: http://vkontakte.ru/neorasum 

Ленина 51, аудитория 418. Вход свободный! (Не забудьте взять с собой что-нибудь к чаю!)

Афиша

Читать ещё...

 

Контакты

ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»,
Департамент искусствоведения, культурологии и дизайна
620000, г.Екатеринбург, пр.Ленина, 51,
Телефон: +7 (343) 389-94-19, 
+7 (343) 389-94-20
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Как к нам добраться?