Лицо в толпе
США, история одного успеха, 1957 г., 2 часа 05 мин.
Режиссер: Элиа Казан / Elia Kazan.
В ролях: Энди Гриффит, Патриция Нил, Энтони Франчоза, Уолтер Мэттау и др.
Главная удача фильма Казана в том, что он разоблачает американский этос с невероятной, присущей ему, широтой символических обобщений. Казан бросает критический взгляд на окружающую социальную среду и политический контекст, понимая, что сегодня медиа делают человека, имидж создает контекст, а не наоборот, как раньше. В этом смысле «Лицо в толпе» — фильм пророческий, снятый задолго до широко разросшихся медийных кампаний по раскручиванию кандидатов в президенты, которую мы сейчас видим на примере конкуренции Трампа и Клинтон.
Бадд Шульберг написал замечательный сценарий и сыграл главную роль в картине, которая объясняет механизмы запудривания мозгов публике, подлинную промывку сознания, осуществляемую тогда радио и телевидением, а сейчас Интернетом и социальными сетями. «Лицо в толпе» лишен стереотипов холодной войны, он не клевещет на оппозицию, но разоблачает сам американский образ жизни, американизм менталитета, который внедрился и в России за последние четверть века. Его суть — тотальное превращение социальной и политической реальности в шоу, когда важнее имидж и эффектность представления, чем суть. Можно сказать, что «Лицо в толпе» — это один из первых фильмов о постмодернистской эпохе, эпохе симуляций и симулякров, медийных образов-пустышек, не имеющих референтной связи с реальностью. «Лицо в толпе» блестяще смонтирован и срежиссирован, драматургические узлы и кульминационные взрывы расположены в пространстве нарратива так, чтобы не дать зрителю заскучать.
«Лицо в толпе» — аутсайдерский фильм, в том смысле, что это кино для аутсайдеров, людей, не сумевших или не захотевших встроиться в буржуазную реальность, маргинализированных социальной незащищенностью в хищнеческих условиях капиталистической конкуренции. Именно они смогут оценить всю остроту антибуржуазной критики Казана и понять, что не стоит интегрироваться в мир, в котором имидж делает всё, и где из воздуха создаются образы-однодневки. Это будет сделкой с совестью и тем миром, который не знает жалости ко всякому думающему и страдающему индивидууму.
«Лицо в толпе» — это картина о беспощадности медийной эры, сегодня воздвигающей своим героям пьедесталы, а завтра свергающего с них.
Читать ещё...