Осень
Франция - Бельгия , 1973 г., 1 час 15 мин.
Режиссер: Марсель Анун/Marcel Hanoun.
В ролях: Мишель Лонсдаль и Тамиа.
Заключительная часть тетралогии Ануна «Времена года»
Во «Временах года» Анун продолжает борьбу с «кинематографичностью» средствами кино. Каждый из четырёх фильмов последовательно увеличивает число приёмов сопротивления конвенциональному киноязыку, создавая всё более сложные модернистские конструкции. Режиссёр вовсе не лишает зрителя возможности аффекта от просмотра – он устанавливает границы для психологического вовлечения, однако оставляет пространство для безличных потоков желания. Однако «визуальное удовольствие» от его фильмов не связано с «нарративной» составляющей. Несмотря на нарушение привычных ритмов течения сюжета, Анун настойчиво удерживает либидинальную перспективу искусства вообще и кинематографа в частности, хорошо понимая, что политическая революция бессмысленна без сексуальной. И достигает этого он за счёт «эротизации политического». Так, казалось бы, немотивированное присутствие в его работах обнажённой женской натуры и эротических сцен может показаться странным, чужеродным элементом для столь рефлексивной, сложной интеллектуальной конструкции его фильмов. Но в действительности Анун стремится не уйти от проблематики желания, а указать на нереализованный потенциал сексуальности по ту сторону индивидуальных страстей, на которые опирается «нарративный кинематограф». Например, общение режиссёра и его ассистентки в фильме «Осень», натянутое, настороженное, слишком аккуратное в начале фильма, после сексуального акта позволяет прорваться не новой связи, отношению «мужчины и женщины», но монологу, который звучит как манифест кинематографиста. «Политика и секс должны быть прожиты, а не только показаны». И грань между двумя этими сферами никогда не может быть однозначно определена, но должна подвергаться перманентному переопределению.
Neorasum «В Контакте»: http://vkontakte.ru/neorasum
Ленина 51, аудитория 418. Вход свободный! (Не забудьте взять с собой что-нибудь к чаю!)
Читать ещё...