Ночная Маргарита
Франция-Италия, мечты о молодости и первой любви, 1955 г., 2 час 04 мин.
Режиссер: Клод Отан-Лара/Claude Autant-Lara.
В ролях: Мишель Морган, Ив Монтан, Жан Дебюкур, Жак Кланси…
«Ночная Маргарита» - оригинальная версия мифа «Фауста на Монмартре» 30-х годов, поставленного в стиле немецкого экспрессионизма с тревожными улицами, белой сюрреалистичной церковью и печальным кладбищем, где единственной вещью, которую можно видеть, являются кресты, чёрные кресты, которые, кажется, были нарисованы на пейзаже. Калейдоскопом мелькают картинки ночного Парижа, сказочные, в стиле Калигари, адских красных цветов. В «Ночной Маргарите» режиссёр уводит зрителя в стилизованный мир поэтического вымысла, где хромой Мефистофель Ив Монтан покупает душу старого Фауста, влюбившегося в Мишель Морган, печальный цветок ночи, поющий в адском кабаке: «Забытые страсти тянутся по всей длине улиц…». Фауст, снова ставший молодым, позволит подписать Маргарите дьявольский договор для того, чтобы его освободить. Даже Мефистофель будет потрясен бесконечным великодушием молодой женщины. И вот она, поднимается на «призрачный» поезд. Возвышена метафора железнодорожной станции, ирреального, причудливого вокзала, в котором есть только билеты в один конец. В этом сказочном поезде сюжет фильма достигает своей кульминации. Поезд удаляется, унося ту, которая смогла подняться над своей любовью: «Любить, - сказала она, – это значит радовать того, кого любишь».
Однажды человеку дается шанс быть счастливым. Но быть счастливым, он может только с тем, кого любит. Фильм двояк, как и сама жизнь: в человеке живет две сущности: божественная и дьявольская. Какая из них превалирует одна над другой? Получается так, что тот, кто любил более всего Маргариту, не был любим ею, но был счастлив тем, что она была рядом и оберегал её, как мог.
Читать ещё...