Июльская практика искусствоведов и культурологов в Пушкинском музее
Ежегодная производственная практика студентов 2 курса направлений «История искусств» и «Культурология» в этом году впервые прошла в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва, Россия). Проведение летней практики в стенах одного из крупнейших художественных музеев страны стало возможно в рамках долгосрочного соглашения между ГМИИ им. А. С. Пушкина и УрФУ №02-25/001, подписанное 26 января 2022 года. Сегодня в коллекции музейного комплекса находится около 700 тысяч произведений разных эпох, начиная с Древнего Египта и античной Греции и заканчивая началом XXI века, а штат Музея включает в себя десятки выдающихся специалистов в сфере изучения искусства.
Специально для наших студентов сотрудниками отдела образовательно-просветительских проектов музея была подготовлена уникальная программа. В первый день практики студентам посчастливилось лично пообщаться с директором ГМИИ им. А. С. Пушкина Мариной Девовной Лошак и замдиректора по научной работе Ильёй Аскольдовичем Доронченковым. Авторитетные лекторы рассказали о специфике музея, его коллекциях и особенностях научной и выставочной деятельности современного Пушкинского музея, а также ответили на все многочисленные вопросы практикантов.
Отдельным блоком программы следовало посещение экскурсий по актуальным выставочным проектам ГМИИ им. А. С. Пушкина. Студенты посетили интереснейшую экскурсию по обновлённой постоянной экспозиции западноевропейского искусства, ознакомились с авторской концепцией представления произведений старых мастеров стенографа и куратора Патрика Уркада. Также уникальной возможностью стало посещение недавно открывшейся выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» с куратором выставочного проекта Александрой Альбертовной Даниловой, заведующим отделом искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. Она представила историю формирования и бытования коллекций Морозовых, предпочтениях братьев и их особенностях при приобретении живописи, а также о любопытных научно-исследовательских открытиях, случившихся во время подготовки выставки. Посещение выставки графики и живописи «Между небом и землёй» прошло под руководством куратора проекта Анной Юрьевной Чудецкой, где искусствоведы и культурологи ознакомились с офортами Рембрандта, Франсиско Гойи, Василия Чекрыгина и Эдуарда Штейнберга.
В программу практики также вошли встречи с ведущими сотрудниками и руководителями структурных подразделений Музея. Так, студенты имели уникальную возможность пообщаться с руководителем отдела организации выставок, с представителями региональной дирекции филиалов музея, узнали всё о лекционной и экскурсионной работе, о пиар-деятельности и маркетинге современного музея, а также о специфике организации мероприятий.
Евгения Игоревна Киселёва-Аффлербах, заведующий отделом междисциплинарных проектов, рассказала об инклюзивных программах и проектах Пушкинского музея, о важности и перспективах развития данного направления. Ксения Александровна Велиховская, заведующий редакционно-издательским отделом, и её команда рассказали студентам о важности редакционной и книгоиздательской деятельности Музея, также предоставив студентам возможность ознакомиться с печатными изданиями, выпущенными отделом в последние годы.
Значимой частью производственной практики стало посещение запасников различных отделов ГМИИ им. А. С. Пушкина. Студентам выпала огромная честь лично встретиться и пообщаться с Викторией Эммануиловной Марковой, доктором искусствоведения, профессором и ведущим специалистом в области итальянской живописи. Она провела интереснейшую и познавательную лекцию в запасниках итальянской живописи Музея, рассказала о тонкостях и специфике экспертизы и реставрации живописи на деревянной основе, показала множество хранящихся итальянских произведений разных веков, сопровождая это занимательными историями об их приобретении или результатах экспертизы. Олег Николаевич Антонов, заведующий Отделом графики, запасники которого в настоящее время насчитывают более 380 тысяч единиц хранения, рассказал об особенностях хранения графических произведений, о требованиях к световому и температурно-влажностному режимам, на наглядных примерах показал то, как хранятся рисунки, гравюры и произведения прикладной графики. В запасниках Древнего Востока Ольга Павловна Дюжева познакомила студентов с работой отдела, рассказала историю его основания, описала процесс сбора редких коллекций, продемонстрировала древневосточные статуэтки, рельефы, предметы бытового назначения, а также самую крупную в России коллекцию мумий.
«В последний день студентов ожидало очень необычное и неожиданное мероприятие. Им выпала уникальная возможность своими глазами увидеть процесс строительства музейного квартала - масштабного проекта, призванного увеличить площадь музея более чем в два раза» - поделились Евгений Алексеев и Андрей Мережников, руководители практик.
Сперва студентам и руководителям практики подробно описали план всего проекта, а затем, снарядив их защитными касками, провели по нескольким этажам одного из будущих зданий музея, показывая начальный этап строительства тех помещений, где в последствии должны будут размещаться пространства для постоянной экспозиции, временных выставок, лекционные залы, общественные зоны, магазины и кафе.
«Привлечение уникальных специалистов, работа на экспозициях, в фондах, научной библиотеке Музея позволили придать практике высочайший профессиональный уровень с необходимыми компетенциями научно-исследовательской, музейно-экспозиционной и экспертной деятельности» - резюмировала Вера Авдеева, зав. кафедрой истории искусств и музееведения.
Текст подготовлен Лианой Бекмансуровой, магистрантом 1 курса программы «Экспертиза и реставрация объектов культуры»