К 30-летнему юбилею кафедры культурологии и СКД: воспоминания Анастасии Егоровой
В связи с 30-летием кафедры культурологии и социально-культурной деятельности продолжаем публиковать воспоминания тех, кто здесь учился и работал в разные годы.
Анастасия Егорова (Лысакова),
кандидат культурологии,
начальник научно-исследовательского отдела
Екатеринбургской академии современного искусства
Помню поступление в университет очень хорошо. Я выбрала культурологию, – в 2004 году был огромный конкурс на 15 бюджетных мест, половину из которых после сочинения сразу же заняли «медалисты». Чтобы поступить на бюджет, нужно было набрать 15 баллов из 15. В итоге я прошла по конкурсу портфолио.
Над темой исследования (сначала – курсовой, потом – дипломной и диссертационной) думала долго и мучительно. Почему-то была уверена в том, что все уже изучено и описано, и нет никаких шансов сказать новое слово в науке. И что нужно сосредоточиться на какой-то мелкой детали типа «ручки на саркофаге» и посвятить ей всю жизнь, и что это единственная возможность написать что-то дельное. Сегодня я понимаю всю несуразность таких странных ментальных рамок, на преодоление этих стереотипов ушли годы.
Идея изучать арт-рынок появилась из моего увлечения визуальным искусством ХХ века и желанием посвятить себя организаторской, управленческой работе. Мне казалось, что арт-рынок идеально сочетает в себе оба направления этих моих интересов. И еще я думала, что было бы круто после окончания университета по специальности «Культуролог» работать в аукционном доме Сотбис или Кристис и что защита диплома или диссертации по теме арт-рынка приблизит меня к цели. От этой картинки отказалась очень быстро, после 6 месяцев работы в частной художественной галерее «Арт-словарь». Сегодня на базе этой галереи действует другая – Ural vision – очень интересная и цельная художественная площадка.
Но тема арт-рынка открылась для меня по-новому – интересен стал арт-рынок локальный, та классная и бодрая художественная жизнь, которая происходила со мной и при моем участии в 2009 – 2012 годах, когда я писала кандидатскую диссертацию. Материал я собрала быстро, а вот с текстом тянула. Тема арт-рынка была в тот момент новой и для России, пожалуй, во многом уникальной. Очень благодарна моему научному руководителю Наталье Борисовне Кирилловой и моей маме Галине Михайловне Сметаниной. Благодаря их поддержке, воле и четкому плану работы я смогла защититься успешно и вовремя. Мы с Натальей Борисовной вместе летали в Москву в Российский институт культурологии. Наталья Борисовна восхищает своей энергией, жизнестойкостью и мощнейшей силой воли. Она стала мотором и батарейкой, благодаря которой все завершилось вовремя и успешно.
Отмечу, что из четырех аспирантов, поступивших со мной в 2009 году, я единственная дошла до финала. Моя защита стала последней перед закрытием Совета на несколько семестров. Женя Рабинович написал тогда, что у меня «Хорошая карма». Пишу это, улыбаюсь, стучу по дереву, на всякий случай J После защиты я написала книгу «Арт-рынок в разрезе» и надолго оставила эту тему. Но в последнее время все чаще и серьезнее задумываюсь о том, чтобы вернуться к ней на новом историческом этапе, важном и для науки культурологии, и для меня лично.
Говоря о карме – вспоминаю, что одним из самых любимых спецкурсов был посвящен буддизму, его преподавала Надежда Петровна Коновалова. Я впервые всерьез задумалась над экзистенциальными вопросами, но жить при этом стало проще и веселее. Рада, что выбрала специализацию «Культура Востока» с потрясающими лекциями Татьяны Александровны Кемеровой, спецкурсом «Священные книги» Александра Васильевича Медведева. С радостью и теплотой вспоминаю занятия у Лилии Сергеевны Лихачевой и Марии Владимировны Капкан.
Я рада, что выбрала когда-то Уральский государственный университет им. А.М. Горького, а диссертацию защитила в Уральском федеральном университете им. Б.Н. Ельцина на кафедре культурологии и социально-культурной деятельности.