ИЗ ИСТОРИИ КАФЕДРЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ И СКД (А.В. Медведев)

9 апреля 2021 г. исполнилось 30 лет со дня создания кафедры культурологии в Уральском государственном университете (ныне Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина). В этой связи мы начали подборку публикаций в социальных сетях, на сайте Департамента искусствоведения, культурологии и дизайна, в теле- и радиоэфире. Сегодня своими воспоминаниями об истории кафедры делится ее первый заведующий, доктор философских наук, профессор кафедры культурологии и социально-культурной деятельности, ветеран УрФУ Александр Васильевич Медведев.

Medvedev-Aleksandr-Vasilevich

Из истории Кафедры культурологии и социально-культурной деятельности (учителя, коллеги, ученики) 

Культурология в качестве самостоятельной, суверенной науки, которая на протяжении последних десятилетий отвоевывает свое место под солнцем, весьма молода, поэтому все еще продолжаются жаркие споры о ее праве считаться утвердившейся, ставшей равною наряду с другими, весьма почтенными и имеющими солидную историю науками гуманитарного профиля. В этой связи интересен опыт Уральского университета, в научно-образовательном пространстве которого уже 30 лет функционирует кафедра культурологии.

У нее есть своя предыстория. Дело в том, что на протяжении многих десятилетий, с 1960 года в Уральском государственном университете им. А.М. Горького работала кафедра истории искусств, созданная выдающимся исследователем Борисом Васильевичем Павловским. Доктор искусствоведения, член-корреспондент Академии художеств СССР, он сформировал прекрасный коллектив высококвалифицированных искусствоведов. Был накоплен опыт преподавания, разработаны и подготовлены методические пособия, опубликованы труды членов кафедры, проведен ряд конференций, все это явилось прекрасной базой для создания нового факультета искусствоведения и культурологи.

Дело Б. В. Павловского продолжили его многочисленные ученики, один из которых, также действительный член Российской академии художеств, Сергей Васильевич Голынец возглавлял кафедру с 1987 года. Опыт преподавателей данной кафедры в исследовании такой тонкой материи как искусство, послужил примером для анализа феномена культуры, и этот опыт был воспринят преподавателями новой кафедры культурологии. Искусствоведение наряду с филологией, а также философией стало материнским лоном культурологии.

Почти за четверть века до того, как в вузах страны был в обязательном порядке введен учебный курс культурологии, в УрГУ им. Горького на философском факультете читался курс «История мировой культуры». Он был разработан и читался на протяжении многих лет Всеволодом Ивановичем Колосницыным – одним из основателей нашей кафедры.

kolosnitsyn-vsevolod-ivanovich

Человек широкой эрудиции, с тонким художественным вкусом, не лишенный поэтической одаренности, В. И. Колосницын был ярким представителем того типа ученого, для которого характерно «языковое» мышление; он творил в процессе реального общения со студентами, часто повторял: мне скучно писать, переносить на бумагу то, что было проговорено. Поэтому он оставил не так уж много печатных работ, посвященных анализу явлений культуры, но осталась созданная им программа.

Конечно, В.И. Колосницын не был свободен абсолютно от господствующих в эпоху социализма идей и ценностей. Это касалось не только истории культуры, но и вопросов, связанных с историческим бытием религии. Одним из первых всесторонне обосновал идею религиозного отчуждения. В «Лекциях по теории научного атеизма» (1975) и в монографии «Религиозное отчуждение» (1987) был дан философский анализ религиозного отчуждения как универсальной формы духовного отчуждения и как целостного социально-культурного феномена, выполняющего в структуре общественного организма специфические функции.

Как преподавателя, В.И. Колосницына отличала удивительно мягкая, интеллигентная, но великолепная речь. Окончивший филологический факультет УрГУ, он был страстным любителем и великолепным знатоком русской поэзии, что позволило ему в ходе лекций обращаться к поэтическим образам, что не просто украшало лекцию, а способствовало выработке у студентов относится к поэзии как документу, свидетельствующему о внутренней жизни культуры. Такой подход к поэтическому творчеству проявился в цикле передач, осуществленных им на радио, в которых поэзия рассматривалась как документ внутренней души культуры.

Опыт В.И. Колосницына, накопленный за два с лишним десятилетия преподавания истории мировой культуры, явился фундаментальной основой для разработки курсов и спецкурсов новой кафедры.

Одним из известных специалистов в области изучения культуры, сыгравшим большую роль в создании кафедры культурологии сыграл академик РАЕН Лев Наумович Коган. Его по праву называли «патриархом уральской культурологии». Специалист по философии, политологии и социологии, он обладал колоссальной эрудицией, прекрасно знал литературу, у него был талант глубокого мыслителя, удивительный дар преподавателя и молодость духа – вот что отличало научно-образовательную деятельность Л.Н. Когана.

kogan-lev-naumovich

Последнее десятилетие научной деятельности Л. Н. Когана, совпавшее с первыми шагами новой кафедры, - это его подлинный ренессанс. Именно в это время были созданы его наиболее значительные произведения в области культурологии. Среди них, прежде всего, следует назвать учебное пособие «Теория культуры», вышедшее в 1993 году. Эту работу отличает не только ясность и доступность изложения, но и постановка новых теоретических проблем, таких, например, как: культура и время, культура и пространство, диалогичность культуры, вечные проблемы культуры. Интересным был и опыт создания учебника по социологии культуры, в котором была осуществлена убедительная попытка соединения теоретических положений социологии с методикой и техникой конкретных социологических исследований. В книге «Вечность. Преходящее и непреходящее в жизни человека» (1994 г.) проявились характерные для стиля мышления Л. Н. Когана черты: эрудиция, оригинальность постановки проблемы, ясный и доходчивый язык. Прекрасными и изящными по стилю являются философское эссе «Зло» (1992 г.) и сборник статей «В четвертом измерении» (1994 г.). В первой книге рассматривается вечная проблема нравственного бытия – природа и многоликость зла, во второй – философские проблемы русского и мирового литературного творчества. На кафедре культурологии работают те, кто продолжает культурологические изыскания в русле проблем, намеченных Л. Н. Коганом. Они помнят, как и я, не только его работы, но и неподражаемую манеру чтения лекций. Он входил, почти врывался в аудиторию, приветствовал ее своим басовитым голосом, разрушал дистанцию, что разделяет преподавателя и студента, превращал лекцию в шумную и оживленную беседу, хвалил и язвил, но лукавый его взгляд не унижал. На лекциях и в частных беседах он всегда хотел быть понятым, его лекции доставляли подлинно эстетическое наслаждение.

Прекрасно знавший литературу, он и сам «грешил» стихами, выражая в них свое интимное, глубинное: «Пусть ошибся, пусть не доучился//Пусть не там, не так не в тех влюбился//Пусть не ту мелодию тянул//Знаю я: дорогой в неизвестность//С теми, кто со славою дружил//Я один пойму, что значит слово «вечность»//Я не лез, не двигался. Я – жил». Л.Н. Коган оставил в наследство не только свои немалые труды, не только опыт общения со студентами и аспирантами, но свое отношение к жизни, к труду, который только и есть дорога к памяти. Л.Н. Коган в полном смысле этого слова стал учителем и для философов, и для социологов, и для культурологов.

Благодаря Л.Н. Когану и В.И. Колосницыну, не без сложностей и жарких дискуссий, в 1990 году в Уральском университете им. А.М. Горького решением Ученого совета была открыта кафедра культуры, вошедшая в состав нового факультета искусствознания и культурологии. В состав первого коллектива кафедры, кроме академика Л.Н Когана, доцента В.И. Колосницына входили Т.А. Рунева (она же исполняла функции декана факультета), кандидаты наук С.В. Юрлова, В.Д. Шахрай, С.А. Михалев, а также старший преподаватель А.В. Новиков. Этому первому коллективу предстояло выполнить большую работу: определить основной набор курсов, подготовить программы, определить дисциплины для вступительных экзаменов (о ЕГЭ, этом чудовище, тогда и речи не было). Следовало разработать объем материала, подготовить вопросы для абитуриентов.

Без ложной скромности, в пространстве вузовского образования Урала, Сибири и Дальнего Востока, кафедра, созданная в Уральском университете, была первой и в течение нескольких лет единственной.

Мы, члены первого состава кафедры, испытывали некоторое чувство эйфории, были наполнены бесконечным оптимизмом, что соответствовало атмосфере того времени. После того, как с исторической арены ушло государство СССР, из учебных программ отечественных вузов исчез ряд дисциплин, занимавших весьма солидную долю учебных часов – по истории КПСС, Научному коммунизму, научному атеизму, политэкономии социализма, изрядно сдобренные советской идеологией. Образовавшиеся лакуны были быстро заполнены новой дисциплиной – культурологией. Курс читался на всех факультетах университета, поэтому была насущная потребность в специалистах-культурологах.

Словом, когда открывалась кафедра, не было еще оснований для пессимизма, наш взгляд в будущее был полон оптимизма. Были подготовлены основные курсы лекций: «Теория культуры», «Философия культуры», «Социология культуры», «История культуры». Но последний вызвал бурные споры, касающиеся логики курса, его объема, конкретных исполнителей. Было ясно, что программа, созданная В.И. Колосницыным, написанная для студентов философского факультета, не подходила для специальности «культурология», так как она страдала излишним эмпиризмом и была перенасыщена разнообразным фактическим материалом. Требовалась новая методика к подходу изучения теории и истории культуры. Так был выработан новый подход. Во-первых, были определены основные этапы истории культуры, каждый из которых читался конкретным преподавателем. Во-вторых (и это главное), обращалось внимание на внутреннею логику развития культуры.

В 1994 году был сделан первый выпуск специалистов-культурологов. Председателем ГЭК и ГАК, по предложению Л.Н. Когана и Т.А. Руневой стала профессор Наталья Борисовна Кириллова, в тот период – проректор Екатеринбургского театрального института.

Шло время, обновлялся состав кафедры, приходили новые поколения студентов – молодых людей с иным менталитетом, с иным отношением к жизни, к пониманию своего места в ней. Этот естественный процесс обновления характерный для любого творческого, научного коллектива, способствовал развитию научной и педагогической деятельности кафедры. Поэтому не могу не сказать хотя бы несколько слов о коллегах, чьи научные интересы и достижения обогащали работу кафедры. Так, доцент кафедры, кандидат философских наук Татьяна Александровна Кемерова разработала и осуществляла новое направление в работе кафедры, связанное с изучением культур Востока, прежде всего, Китая и Японии. Это позволило определить еще одно важное направление теоретических устремлений кафедры – проблему взаимодействия культур, их диалог в динамике времени. Студенты писали по данной тематике курсовые работы и дипломы, преподаватели писали научные статьи, выпускали монографии.

В 1994 году на кафедру пришла работать музыковед Ольга Леонидовна Девятова. Имея за плечами историко-теоретический факультет Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского, О.Л. Девятова взялась за разработку новой программы по всемирной истории музыки. О.Л. Девятова сменила В.Д. Шахрай, программа которой по истории музыки была достаточно традиционной. Отличительной чертой программы О.Л. Девятовой было то, что история музыки предстала не как хронологическое появление новых композиторов и их произведений, а как процесс рождения и развития музыкальной культуры, логикой специфического развития музыкального мышления, процесса, в котором свое место заняла и музыка Востока. Общий курс был дополнен спецкурсами «Философия музыки XX века», «Музыкальная культура Востока», «Музыка и поэзия Серебряного века». Широта научного мышления, характерная для О.Л. Девятовой, ее взгляд на музыку не с узко музыковедческого ракурса в полной мере проявился в докторской диссертации «Культурный феномен личности и творчества Сергея Слонимского». Диссертация была подготовлена за период работы на кафедре. Так, О.Л. Девятова стала первым на кафедре доктором культурологии. Преподавательская и научно-исследовательская деятельности шли рука об руку, гармонично дополняя друг друга, что выразилось в создании новых, воистину фундаментальных работ, одна из которых посвящена истории Свердловского театра оперы и балета, другая – творчеству П. И. Чайковского.

С 2000 года на кафедре работает профессор, доктор философских наук Людмила Аркадьевна Шумихина. Ее научные интересы находились в русле интересов кафедры – своеобразие русской культуры, ее места в мировой культуре, и, прежде всего, проблематика русской духовности, которая рассматривается как способ человеческого бытия, как форма восхождения саморазвития человеческой сущности, в связи с чем, выделялись такие формы духовности, как дорелигиозная, языческо-мифологическая, монотеистическая. Все это являло собою новое слово в понимании феномена русской духовности.

С 1996 на кафедру пришла работать, вначале как совместитель, а с 2003 года на постоянной основе Н.Б. Кириллова, человек большой энергии, чувствующий новые проблемы преподавания, вызванные запросами времени. Выпускница ВГИКа, знаток театрального и экранного искусства, она разработала и стала читать новые курсы, связанные с развитием аудиовизуальной культуры. Пройдя в 1994 году стажировку в США, она изучила теорию и практику менеджмента культуры, разработав в 2001 году новый курс «Менеджмент в социально-культурной сфере». Ее книги, монографии, учебные пособия по проблемам медиакультуры и вопросам медиаобразования («Медиакультура: от модерна к постмоедрну», «Медиасреда российской модернизации», «Медиаменеджмент как интегрирующая система» и др.) получили высокую оценку у студентов и специалистов. Имея большой опыт менеджерской деятельности (с 1996 по 2000 годы она была генеральным директором Свердловского производственного киновидеообъединения и Свердловской государственной телерадиокомпании), Н.Б. Кириллова использовала его для организации новых направлений работы кафедры, которую возглавила в 2015 году и руководит ею по сегодняшний день. Под ее руководством были созданы специализированные программы и открыты новые направления в магистратуре.

В начале ХХI века на кафедре стали работать С.Л. Кропотов, Е.В. Орел, Л.С. Лихачева. Сергей Леонидович Кропотов, трижды прошедший стажировку в университетах США (Пенсильванский и университет Айовы), знающий английский язык, разработал и читал курсы, посвященные анализу мало тогда известных в России исследователей – Батая, Фуко, Деррида, тем самым знакомил студентов с наиболее популярными течениями и достижениями западноевропейских и американских ученых. Кроме того им были разработаны и прочитаны лекции по «Типологии художественной культуры ХХ века» и «Культуре региона: Северная Америка». Это были спецкурсы, которые пользовались вниманием и у студентов других факультетов.

С 2000 года по 2006-й С.Л. Кропотов был деканом факультета Искусствоведения и культурологии. Благодаря его руководству были расширены связи кафедры с внешним миром, что позволило привлечь к работе новых специалистов.

С 2001 года на кафедре стала работать Елена Владимировна Орел, которая читала весьма важный курс по семиотике культуры, а также, будучи выпускницей философского факультета – курс по эстетике. Она взялась за разработку и введение новой специальности на кафедре – социально-культурной деятельности, которая быстро стала популярной и востребованной у абитуриентов. Последнее неудивительно, это был, если можно так сказать, «зов» времени, его потребности в специалистах практической деятельности в сфере культуры. Е.В. Орел не только разработала стратегическую программу новой специальности, но и стала заместителем декана по направлению – социально-культурная деятельность. Работа была проведена фундаментальная и, несмотря на то, что Е.В. Орел давно покинула пределы не только кафедры, но и страны, созданное ею направление продолжает успешно работать. Немалая роль в развитии потенциала этой специальности принадлежит Юлии Александровне Степанчук, специалисту в области использования компьютерных технологий для задач гуманитарного исследования.

Одновременно с Е.В. Орел на кафедру пришла работать Лилия Сергеевна Лихачева. Круг ее научных интересов – вопросы этики, истории морали, проблемы этической культуры, а также проблематика, связанная с изучением культуры повседневности.

Титанических усилий от Л.С. Лихачевой потребовала ее работа в качестве Ученого секретаря Диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций по теории и истории культуры, эстетике, изобразительному и декоративно-прикладному искусству и архитектуре. Ученый совет был создан в 2003 году. Его первым Председателем стал С.Л. Кропотов, с 2008 года его возглавил я, а с 2015 Диссертационным советом руководит Н.Б. Кириллова. И тот факт, что за все время работы совета у него не было сбоев, не поступало претензий, апелляций и замечаний от ВАКа – заслуга Ученого секретаря Л.С. Лихачевой.

Особо хотелось бы отметить работу кафедры в филиале факультета в Караганде. Распад СССР привел к тому, что многие соотечественники оказались в одночасье гражданами иных, ставших суверенными, государств. Перед молодыми людьми встал важный вопрос выбора жизненного пути. Многие хотели получить российское образование, российский диплом, чтобы в будущем найти работу в России. Православная церковь Караганды и Уральский университет подписали Соглашение, в соответствии с которым в Караганде открывался филиал факультета Искусствоведения и культурологии. Работа была организована таким образом, что ряд основополагающих курсов читались преподавателями наших кафедр, а часть, как правило, общеобязательных местными, преподавателями Карагандинского государственного университета. Большая часть работы, стало быть, командировки в Караганду, легла на плечи Е. Орел, Л. Лихачевой, А. Медведева, Л. Добрейциной. Защита дипломов проходила в Екатеринбурге на кафедре культурологии. По независящим от нас причинам (таково было решение властей Караганды) эта работа завершена достаточно быстро, хотя три выпуска было осуществлено.

Научный потенциал кафедры проявился в том, что преподаватели и студенты активно участвовали в работе Всероссийских и Международных конференций, включая и работу Санкт-Петербургского Культурологического конгресса, который объединил всех работающих в области гуманитарного (культурологического) знания. 25-29 августа 2006 года в Санкт-Петербурге состоялось Первое заседание Российского культурологического конгресса, на котором с докладами выступили О.Л. Девятова, Н.Б. Кириллова, А.В. Медведев, Л.С. Лихачева, М.В. Капкан. Преподаватели кафедры принимали участие и в работе следующих заседаний Культурологического конгресса.

Для активизации научной деятельности студентов кафедрой с 1996 года проводятся конференции, получившие в честь и в память В.И. Колосницына название «Колосницынские чтения». Уже в первые годы они ориентировались не только на студентов факультета искусствоведения и культурологии, но и на студентов иных факультетов Уральского университета, и было отрадно, что активно участвовали и представители филологического, исторического, философского факультетов. Участие в «Чтениях» стало хорошей платформой для будущих исследователей.

Без ложной скромности можно констатировать, что очень быстро «Колосницынские чтения» стали популярны не только среди студентов вузов Екатеринбурга, но и других городов – Кургана, Тюмени, Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска. В последние годы «Чтения» приобрели международный характер, в них принимали участие студенты, аспиранты, соискатели учебных заведений Украины, Белоруссии, Казахстана, Болгарии, Италии. Тематика «Чтений» касалась наиболее важных, актуальных проблем современного культурологического знания. Если первые Колосницынские чтения были посвящены «Актуальным проблемам культурологии», то объектом исследования следующей конференции были проблемы городской культуры в свете антропологии. Большой интерес вызвали конференции уже XXI века: «Россия и Восток: культурные связи в прошлом и настоящем» (2014), а также «Советский социокультурный проект: исторический шанс или глобальная антиутопия» (2015) и ряд последующих. Кафедра одной из первых в стране в декабре 2015 года провела Межрегиональную конференцию по теме: «Культура. Власть. Общество: пути реализации государственной культурной политики» в свете новых подходов, а также Международные конференции: «Культурная память и культурная идентичность» (2016), «Революция и культура: сквозь призму времени» (2017), «Лики культуры в эпоху социальных перемен» (2018), «Человек в мире культуры: проблемы науки и образования» (2019), «Диалог культур в эпоху глобализации и цифровизации» (2020) и др.

Оценкой работы любой кафедры, ее коллектива являются ученики. «Учитель, воспитай ученика» – мотив, определяющий цель и направление деятельности преподавателя. И кафедре есть чем здесь гордиться: 12 ее выпускников только в Диссертационном совете нашего университета успешно защитили диссертации. «Только в нашем», эта оговорка не случайна, поскольку выпускники кафедры защищали свои работы в Ученых советах Москвы, Санкт-Петербурга, Тюмени, Челябинска, Ижевска. Работы диссертантов были посвящены важным, весьма актуальным, но недостаточно изученным проблемам науки, а результаты их достижений были столь значительны, что на основе диссертационных исследований были опубликованы монографии и учебные пособия. Среди них работы Добрейциной Л.Е. (научный руководитель Голынец С.В.), Егоровой (Лысаковой) А.А.  (научный руководитель – Кириллова Н.Б.), Рабиновича Е.И (научный руководитель Кемерова Т. А.), Ройфе (Косаревой) А.Б. (научный руководитель М.С. Каган), Ситниченко К.Е. (научный руководитель Шумихина Л.А.), Капкан М.В. (научный руководитель Лихачева Л.С.), Горобец Л.А. (научный руководитель Медведев А.В.) и др.

Сегодня на кафедре работают многие наши выпускники, молодые ученые с оригинальными идеями, с пониманием новых тенденций, вызванных визуализацией и цифровизацией культуры, как двух доминирующих тенденций в современном бытии культуры. Это – Добрейцина Л.Е., Капкан М.В., Николаев Р.М., Рабинович Е.И., Шиленко О.Р. Их энергия, талант, накопленный опыт работы со студентами, позволяет с оптимизмом смотреть на будущее кафедры культурологии и СКД Уральского Федерального университета.

Кафедра гордится и теми выпускниками, которые именно благодаря знаниям, полученным в университете, успешно работают в других вузах, в других сферах деятельности. А.А. Глуханюк является ректором Свердловского театрального института, ее правая рука, заместитель по научной работе, также выпускница кафедры Попова В.Н., прекрасно работает Николаев Р.М., являясь Председателем предметно-цикловой комиссии Свердловского колледжа искусства и культуры, Егорова А.А. (Лысакова) – начальник научно-исследовательского отдела ЕАСИ. Воробьева М.В. – научный сотрудник Института философии и права УрО РАН. Попов Е.А – доцент кафедры культурологии и дизайна УрФУ.

Студенческая жизнь не ограничивается учебными занятиями, она полна и другими мероприятиями, которые организовывались и проводились совместной деятельностью студентов и преподавателей. Существует на факультете традиция отмечать День первокурсника, и так называемый «экватор». На кафедре есть кинолетопись и этой стороны жизни, созданная усилиями старшего преподавателя Алексея Владимировича Новикова. Работая с основания кафедры, А.В. Новиков читает курс по истории кино.

Доставляет радость и художественное творчество многих выпускников кафедры. Вышли из печати книги стихов Аллы Поспеловой («Крест», 1999), Юлии Золотковой («Птичьи тропы», 2005, «Разгибая пальцы», 2012), А. Мельникова («Наши в Чечне», 2004), Е. Попова (стихи в журнале «Урал» 2020, №2, рассказы в журнале «Урал» 2020, № 5).

Отмечая 30-летие кафедры, поздравляя коллег с достижениями, которые несомненны, хочется пожелать ей дальнейшего развития и процветания.

 

Контакты

ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»,
Департамент искусствоведения, культурологии и дизайна
620000, г.Екатеринбург, пр.Ленина, 51,
Телефон: +7 (343) 389-94-19, 
+7 (343) 389-94-20
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Как к нам добраться?