Олег Еловой. Возвращение
10-26 февраля 2010
«Олег Еловой. Возвращение»
Галерея современного искусства «OkNo» (Челябинск)
Слова меняет
В угоду имени
Слуга-наместник
Отрезок времени
Отсекает
Себя уверенно
Рукою твердою,
Гулким отзвуком.
Кого не поняли
Птицей песнею
Озаренными
Да воскресли бы.
(последнее стихотворение Олега Елового)
Живописец, акционист, собиратель современного наивного искусства и создатель уникального Музея простого искусства Урала и Сибири, Олег Еловой «сыграл» на арт-сцене Свердловска-Екатеринбурга конца 1980-90-х годов роль приметную и важную. Точнее сказать, не сыграл, а прожил естественно и «просто» (ключевое слово для его жизненной стратегии), искренне, очень цельно. Выросший в небольшом сибирском городе Иланском близ Красноярска, он сохранял в своем мировосприятии глубинное, прочное ощущение связи с природным миром, его ритмами и стихиями. Промышленный Свердловск, куда Еловой приехал учиться в середине 1980-х годов, открыл и другую сторону современной урбанистической среды – жесткое вторжение в жизнь человека техногенной цивилизации, «одарившей» мир целым комплексом экологических проблем. На этом контрасте внешних факторов и внутреннего ощущения строилась драматургия творчества молодого художника, необремененного грузом сложившихся канонов и условностей, а потому легко соединявшего и рациональный дизайн, и классическую живопись, и провокативный акционизм.
Диапазон художнической активности Елового на протяжении 1990-х годов парадоксально широк: от «писания» канонических икон для православных храмов или лапидарных неопримитивистских картин до участия в перформансах, «реанимировавших» безжизненные индустриальные ландшафты и создания инсталляций из предметов десакрализованных в пространствах профанных и рискованных (ночной клуб «Люк» в Екатеринбурге).
Полюса творческой стратегии художника объединяла и гармонизировала неистребимая любовь к живописи, ее традиционным материалам и технологиям — холсту, маслу, а еще дереву, левкасу, темпере. Еловой изначально тяготел к знаковости и обнаженной чистоте формы, сколь простой, столь и брутальной, энергетически напряженной. Впрочем, он и в акциях своих «не мудрствовал лукаво», но стремился к минималистским высказываниям, рождавшимся в процессе ироничного художественного анализа стереотипов массового сознания, визуальных образов поп-культуры. Некоторое сознательное «косноязычие» в акционно-перформативных жанрах компенсировалось его способностью к мифопоэтическому осмыслению проблем мироздания.
Художник «укрепился» в мифопоэтических построениях после выставки «Новые русские ангелы», состоявшейся в 1997 году в экзотическом выставочном пространстве парижского сквота «Frigos» (бывшего промышленного холодильника, самовольно захваченного художниками еще в 60-е гг.). Центральной для нее стала тема современного урало-сибирского мифообразования, продолженная затем на персональных выставках Олега в Цюрихе, Женеве, Екатеринбурге (1999).
Люди, звери и птицы, деревья и цветы в его картинах равнозначны, бесхитростны и внутренне цельны. Художник выстраивал их образы в своего рода систему, которую определял как «внутренний иконостас». Птицы и звери особенно значимы для него: ведь эти коты, волки, лошади, суть alter ego художника, воплощение его нежных чувств к близким.
Живописная манера Елового отмечена знанием профессиональных премудростей и природным даром декоративного видения, который «подпитывался» обезоруживающей подлинностью и искренностью «наивных» художников, работы которых он собирал на протяжении многих лет. При этом Олег не столько стремился выйти за рамки тягостной обыденности, сколько «приручить» ее и «одомашнить», восстановить утраченное современным человеком качество цельности жизненной среды. В каком-то смысле, его картины, быстро расходившиеся из его дома-сквота-мастерской (ул. Октябрьской революции, 34) по квартирам друзей и бизнес-офисам, играли своеобразную внеэстетическую функциональную роль, что присуща предметам народного искусства. И в этом нет ничего странного для художника, использовавшего в живописи как приемы надличностной, синтетической живописи любимых им наивов, так и профессионалов-неопримитивистов 20 века, прежде всего, традиции живописи его знаменитого земляка, красноярского художника А. Поздеева.
Олег представлял собой тип художника деятельного, открытого, искренне пытавшегося понять «все живое». Смерть настигла его в момент самый неожиданный - на пороге 33-летия, в разгар весны и буйного цветения природы, в местечке Берре-лез-Альп на юге Франции, куда он приехал по приглашению знаменитого коллекционера русского искусства Ренэ Гера работать в творческой мастерской Франко-русского дома. Успел, увы, немного. Среди прочего - две картины, на одной из которых столь любимые им волки всматриваются широко раскрытыми мудрыми глазами в бездонную синь французских небес, не имеющих национальной окраски.
Тамара Галеева
Кураторы: Тамара Галеева, Дарья Костина
Над выставкой работали: Светлана Шляпникова, Дмитрий Латухин, Тамара Галеева, Дарья Костина, Вера Авдеева, Ярослав Баричко.
Смотрите все фотографии с мероприятия на Google+
Читать ещё...