12-14 октября 2022 в УрФУ прошла III Международная конференция «Вопросы экспертизы в области культуры, искусства и дизайна»
Зам. директора Уральского гуманитарного института А.С. Палкин открывает пленарное заседание
Проблемы живописных подделок, корректности высказываний и эффективности культурных и дизайн-проектов обсудили эксперты со всей России и ряда зарубежных стран с 12 по 14 октября в УрФУ.
Организуемая Департаментом искусствоведения, культурологии и дизайна международная конференция «Вопросы экспертизы в области культуры, искусства, дизайна» стала третьей по счету и дала возможность представителям экспертного сообщества поделиться своими новейшими наработками и открытиями. Ценными оказались выступления проблемного характера, публично рассказывающие не только об удачном опыте, но и демонстрирующие «проблемные кейсы» и «проблемные зоны» экспертизы.
В первый день конференции участников и слушателей ждало пленарное заседание, на котором выступили уникальнейшие специалисты в своих областях. Илья Владимирович Зайцев, доктор исторических наук, зам. директора Государственного музея Востока, ведущий научный сотрудник и профессор Института Востоковедения РАН, рассказал об опыте экспертизы исламских рукописей, о неожиданных открытиях мирового значения, которые могут ожидать исследователя в региональных музеях.
Илья Владимирович Зайцев
Надежда Александровна Мусянкова, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора фольклора и народного искусства Государственного института искусствознания, исследовательский интерес которой состоит в такой противоречивой нише искусства, как аутсайдер-арт. Надежда Александровна поделилась особенностями экспертизы произведений данного направления искусства и современной ситуации на арт-рынке искусства аутсайдеров.
Надежда Александровна Мусянкова
Представителем УРФУ на пленарном заседании выступила Татьяна Юрьевна Быстрова, доктор философских наук, доцент, профессор кафедры культурологии и дизайна УрФУ. На своем опыте работы с Арамильской суконной фабрикой, она рассказала о сложной деятельности эксперта в работе по сохранению культурного наследия и переработке его в музейное пространство, о том как бывает непросто создать концепцию музея не навредив изначальным смыслам и ландшафту индустриального наследия.
Татьяна Юрьевна Быстрова
Ярким и многогранным в плане широты научных интересов докладчиков запомнилось пленарное заседание. Такой же яркой и интересной прошла работа секций 12 и 13 октября. Темой плодотворных дискуссий стало множество вопросов: Каковы границы профессиональной ответственности и объективности эксперта? В какой форме осуществляется роль эксперта в регионах и столицах, существует ли разница в их вовлеченности в принятие решений региональными и федеральными органами управления? Каково место гуманитарного знания в экспертизе социокультурных проектов? В чём особенность экспертизы произведений искусства Востока? Какой он, дизайн XXI века, каковы его новые методы, приёмы и особенности?
Важной идеей, прошедшей сквозь всю конференцию стало та мысль, что экспертиза — это всегда междисциплинарное исследование, один специалист дополняет исследование другого, помогая, расширяя, подтверждая полученное знание. О соединении дизайнерского и культурологического подхода говорила в своем пленарном докладе проф.Т.Ю.Быстрова. Другой яркий пример — комплексное искусствоведческое исследование, включающее в себя и искусствоведческий анализ и наукоёмкие методы технико-технологических исследований, проводимые физиками и химиками. Лишь в научном симбиозе экспертиза произведения искусства может считаться полной и исчерпывающей. Об этом было сказано в докладах заведующего отделом научной экспертизы ГосНИИР (г. Москва) К. А. Николаевым и Е. М. Пономаренко, канд. искусствоведения, начальником отдела научных проектов Научно-исследовательской независимой лаборатории экспертизы им. П. М. Третьякова (г. Москва), а также и другими участниками.
Во второй день конференции после окончания работы секции «Дизайн» Юрий Владимирович Назаров, президент Национальной академии дизайна, почётный президент Союза дизайнеров России, доктор искусствоведения, профессор, член-корреспондент Российской Академии художеств, заслуженный деятель искусств РФ прочел две интереснейшие лекции для студентов 3 и 4 курсов направления «Графический дизайн». Темы лекций: «Дизайн в постцифровую эпоху» и «Стиль в дизайне». Юрий Владимирович рассказал о современных тенденциях дизайна, экспериментах молодых дизайнеров.
Юрий Владимирович Назаров
«Вопросы экспертизы в области культуры, искусства и дизайна» — конференция, которая объединяет множество мнений, методик и исследований уникальных специалистов искусствоведов, культурологов, теоретиков и практиков дизайна. Её организация на базе Уральского гуманитарного института УрФУ — это исключительная и ценная возможность для специалистов нашего института в обмене опытом и апробации собственных исследований.
Фото: Григорий Поляков, УГИ