Подлинность гравюры и технику нанесения оценили искусствоведы УрФУ
22 октября 2017 на очередной встрече в рамках проекта "Шедевр и подделка" искусствоведы УрФУ и сотрудники ЕМИИ обсудили технические и художественные проблемы, связанные с печатной графикой: традиционные и современные приемы создания произведений, изменения в технологии, привлекательность гравюры для частного коллекционирования.
Экспертное сообщество на сессии «Гравюра в частной коллекции» представляли директор ЕМИИ и организатор международного фестиваля «Меццо-тинто» Никита Корытин, научный сотрудник музея и куратор фестиваля Екатерина Корнеева, заведующая кафедрой истории искусств и музееведения и заведующая лабораторией экспертизы и реставрации УрФУ Тамара Галеева и научный сотрудник лаборатории экспертизы и реставрации Денис Ильичев. Во время сессии ценители искусства и коллекционеры города могли не только увидеть подлинные произведения из музейного собрания, но и посмотреть на них «вооруженным» глазом — с помощью высокоточного оборудования университетской лаборатории.
«Сессия была посвящена коллекционированию гравюры. Речь шла только об одной ее разновидности — меццо-тинто, редкой в наше время технике гравюры на металле — появилась в XVII веке в Германии, была очень популярна в XVIII веке. В Екатеринбурге эта техника получила широкую известность благодаря международному фестивалю, который летом и осенью этого года прошел в музее изобразительных искусств уже в четвертый раз, — поясняет Тамара Галеева. — Хотелось поговорить о том, почему можно и нужно коллекционировать печатную графику, ибо эта собирательская традиция у нас в городе не очень привычна. Между тем графика как вид искусства очень демократична: гравюрные оттиски значительно более доступны, чем живописные произведения, поскольку в случае с печатной графикой мы имеем тираж, но при этом каждый оттиск — оригинал, не копия, не подделка».
На третьей сессии эксперты рассматривали гравюры XVIII века из музейной коллекции, в частности, портрет генерала Н. С. Мордвинова, гравированный Томасом Райтом с живописного оригинала Джорджа Доу, а также современные листы Арта Вергера, Деборы Чапман и Хашими Азза, подаренные в музей авторами.
«Современное меццо-тинто имеет ограниченный круг художников по всему миру, — рассказывает Тамара Галеева. — На фестивальных выставках наш музей представляет большую часть мастеров, работающих в меццо-тинто. В мире их около четырех сотен по словам Никиты Корытина, хорошо знающего эту сферу графических искусств. В России же — это буквально единицы. Самые известные меццо-тентисты стремятся попасть на екатеринбургский фестиваль, а музей благодаря этому существенно пополняет свою коллекцию; сейчас в ней уже несколько сотен листов, созданных в уникальной технике».
Напомним, в мае 2017 факультет искусствоведения и социокультурных технологий УрФУ совместно с ЕМИИ запустили совместный научно-популярный проект, посвященный проблеме подлинности произведений искусства, — «Шедевр и подделка». На первой встрече специалисты анализировали буддийскую металлическую скульптуру, на второй — невьянские иконы (XVIII-XIX века).
Фото: ЕМИИ.
Читать ещё...