В фокусе «Русских сезонов» Сергея Дягилева

kirillova-n-b-vystavka-moskva-11-22-042022 год ознаменован тем, что художественный мир России и Европы отмечает 150-летие знаменитого импресарио Сергея Дягилева. Создатель совместно с Александром Бенуа объединения «Мир искусства» (1899), критик, автор книг и статей, организатор художественных выставок Дягилев более всего был известен как балетный антрепренер. Его «Русские сезоны» за границей (с 1908 – оперные, с 1909 – балетные) произвели настоящую реформу в театральной сфере и сделали всемирно известными имена художников, участвовавших в оформлении спектаклей (А. Бенуа, Л. Бакста, А. Головина, Н. Гончаровой, Н. Рериха), хореографов (С. Лифара, Л. Мясина, М. Фокина), но особенно самих танцовщиков: Тамару Карсавину, Анну Павлову, Вацлава Нежинского, Матильду Кшесинскую и др.

В связи с указанным событием новая Третьяковка организовала необычную выставку «Дягилев. Генеральная репетиция», цель которой – показать продюсерскую сферу деятельности нашего великого соотечественника, актуальную и сегодня, его умение готовить публику к восприятию спектакля. Своеобразной рекламой Дягилева стали его знаменитые генеральные репетиции, показы перед специальной аудиторией – журналистами, критиками, влиятельными персонами, в том числе и бизнес-элитами. Такая реклама зачастую определяла судьбу будущего спектакля.

kirillova-n-b-vystavka-moskva-11-22-02Именно этой скрытой, «рабочей» стороне деятельности Дягилева посвящена выставка новой Третьяковки, открывшаяся 4.10.2022 г. А 14 ноября с.г. Информационное агентство России «ТАСС» пригласило представителей нашего вуза на специальный закрытый показ выставки «Дягилев. Генеральная репетиция», где собрались известные журналисты, искусствоведы, театральные критики, деятели гуманитарной науки. Мне, как представителю Уральского федерального университета и специалисту по культуре Серебряного века, удалось увидеть изнутри и понять значимость этой необычной, скрытой стороны выставки. Экспозиция Третьяковки дает возможность оказаться по ту сторону занавеса, за кулисами, открыть для себя мир репетиций, декорационных и пошивочных цехов через эскизы костюмов и декораций. Здесь функционируют также фотографии репетиций и спектаклей, экраны с фрагментами балетных записей разных лет. Атмосфера вечера в Третьяковке 14 ноября во многом соответствовала духу дягилевских вечеров, стилю общения и моде 1920-х годов: звучала музыка П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, М. Равеля, Р. Шумана, танцевали юные балерины, велись светские беседы под бокалы любимого дягилевского шампанского «Prosecco»…

kirillova-n-b-vystavka-moskva-11-22-03Экспозиция выставки дала возможность отметить, что именно Дягилев придал балетному реквизиту статус музейного экспоната. Это видно и по эскизам художников, по технике исполнения костюмов и написании декораций. Презентация представленных на выставке уникальных артефактов для организаторов – своего рода генеральная репетиция будущего зала Сергея Дягилева, который Третьяковская галерея планирует открыть после реконструкции здания на Крымском Валу. Как прозвучало на данной выставке, этот зал будет «очень дягилевским» - по масштабу замысла и сложности реализации, то есть он может стать исполнением так и не осуществившейся мечты импресарио о гастролях «Русского балета Сергея Дягилева» в России.

Н.Б. Кириллова, участница выставки «Дягилев. Генеральная репетиция»,
доктор культурологии, профессор, зав. кафедрой культурологии и СКД  

Читать ещё...

Контакты

ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»,
Департамент искусствоведения, культурологии и дизайна
620000, г.Екатеринбург, пр.Ленина, 51,
Телефон: +7 (343) 389-94-19, 
+7 (343) 389-94-20
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Как к нам добраться?