Революция и культура. XX век (ХII Колосницынские чтения)
21-22 апреля 2017 г. Кафедра культурологии и социально-культурной деятельности Департамента искусствоведения и культурологии УрФУ им.Б.Н. Ельцина проводит ежегодную Всероссийскую (с международным участием) научную конференцию "Революция и культура. XX век" (XII Колосницынские чтения).
2017 – год 100-летия российских революций – Февральской, свергнувшей монархию и взявшей курс на буржуазно-демократический путь развития, и Октябрьской, провозгласившей советскую власть, ликвидацию капитализма, переход к социализму и последующее строительство коммунизма. Существует широкий спектр оценок русской революции: от утверждения, что это была национальная катастрофа, которая привела к огромным потерям и установлению тоталитарного режима, до апологетических утверждений о том, что революция решала модернизационные задачи и была направлена на создание общества социальной справедливости. Несмотря на ожесточенную полемику вокруг данного вопроса, нельзя отрицать того факта, что социалистическая революция оказала колоссальное влияние на последующее развитие России и всего мира в XX веке.
Политические дискуссии продолжаются и вокруг так называемой «постмодернистской революции» конца XX века – августовских событий 1991 года, которые привели к крушению СССР и ликвидации мировой социалистической системы.
Однако любая политическая трансформация неизбежно приводит к революции культурной, влияя на дальнейшее развитие социально-культурной сферы, систему управления, появление новых форм культурного творчества. В этой связи неизбежно возникают такие вопросы:
- Насколько способна революция и ее идеи мобилизовать общество на культурное строительство?
- Какова роль творческой интеллигенции в этом процессе?
- Как репрезентуются политические идеи и мифы в сфере культуры и искусства?
- Как трансформируются взаимоотношения власти и культуры?
- На что направлены социокультурные проекты революционной эпохи?
- Способна ли социальная активность общества и каждого конкретного человека по-новому «открыть» духовные, мировоззреченские ориентиры, не потерявшее свои прежние значения вместе с ушедшей эпохой?
Все эти вопросы планируется сделать основным предметом дискуссии в ходе предстоящей конференции.
Афиша конференции (скачать) |
Программа конференции (скачать) |
Предполагаемые направления работы
I. Пролетарское государство и его культурная политика
1. Интеллигенция и революция.
2. План «монументальной пропаганды».
3. Революция и трансформация городской среды.
4. Судьба коллекций на сломе эпох.
5. «Важнейшее из искусств». Власть и кино.
6. Социокультурные проекты 1920-х гг. («Пролеткульт», ЛЕФ и др.).
7. Культура русской эмиграции.
II. Мифологемы Революции 1917г. и их социокультурные репрезентации
1. Праздник как опыт конструирования новой социальной реальности.
2. Массовая песня революционной эпохи.
3. Реальность и мифотворчество в советской литературе.
4. Авангардистские тенденции в изобразительном искусстве 1920-х гг.
5. Театр эпохи Революции.
6. Советский киноавангард.
7. Рождение и развитие отечественного джаза.
III. «Культурная революция» в новой России (1990-е гг.): от тоталитаризма к демократическому обществу
1. Власть и культура. Социокультурный контекст эпохи демократии (1990-е-2000-е гг.).
2. «Следы» советизма в современной российской культуре.
3. Информационная революция и виртуализация культуры.
4. «Новая волна» в театральной культуре.
5. Кинематограф «массовый» и «артхаусный».
6. Новые тенденции в изобразительном искусстве.
7. Электронная революция в музыкальной культуре.
IV. «Культурные революции» в разных странах и континентах
V. Школьная секция
Информационное письмо для участия школьников
Желающим принять участие в конференции необходимо
до 20 марта 2017 г. прислать заявку на участие, включающую сведения о докладчике, форме участия (см. Приложение 1 Информационного письма),
до 03 апреля 2017 г. - текст доклада (от 4 до 7 стр.),
на электронную почту Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . По итогам конференции будет издан печатный сборник материалов с присвоением индекса ISBN и постатейной индексацией в РИНЦ. Для участников конференции публикация бесплатна.
Требования к оформлению текста: шрифт Times New Roman, кегль 14, интервал 1,5, все поля 2 см. Ф.И.О. автора прописными буквами в правом верхнем углу, ниже – название вуза и города строчными буквами. Библиографические ссылки в тексте статьи даются в квадратных скобках в соответствии с нумерацией в списке литературы [1, с. 6–7]. В имени файла нужно указать фамилию автора и вид документа. Например: Иванов_Заявка.doc, Иванов_Доклад.doc.
Образец оформления текста и списка литературы – в Приложении 2 Информационного письма.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО КОНФЕРЕНЦИИ И ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЯВКИ
Контактная информация:
Уральский федеральный университет имени первого Президента РФ Б.Н. Ельцина, Департамент искусствоведения и культурологии, кафедра культурологии и социально-культурной деятельности,
Оргкомитет
Кириллова Н.Б. – председатель оргкомитета, доктор культурологии, профессор, зав. кафедрой культурологии и СКД УрФУ, засл. деятель искусств РФ;
Деменова В.В. – сопредседатель оргкомитета, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории искусств, директор департамента «Факультет искусствоведения и культурологии» УрФУ;
Рабинович Е.И. – зам.председателя, кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии и СКД УрФУ;
Девятова О.Л. – доктор культурологии, профессор кафедры культурологии и СКД УрФУ;
Капкан М.В. – кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии и СКД УрФУ;
Медведев А.В. – доктор философских наук, профессор кафедры культурологии и СКД УрФУ;
Лихачева Л.С. – доктор социологических наук, профессор кафедры культурологии и СКД УрФУ;
Мурзина И.Я. – доктор культурологии, профессор, зав. кафедрой культурологии УрГПУ;
Попов Е.А. – кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии и дизайна УрФУ;
Шиленко О.Р. – орг.секретарь конференции, старший преподаватель кафедры культурологии и СКД УрФУ.
Читать ещё...