Департамент искусствоведения, культурологии и дизайна УрФУ

На главную / В архив

Путевые заметки о музейной практике

(Москва - Санкт - Петербург. Июль, 2012)

Ульяна Яковлева

Для нас – студентов второго курса факультета искусствоведения и культурологии –  это лето выдалось насыщенным разного рода событиями и впечатлениями. Бесспорно, главную роль стоит отвести музейной практике. С самых первых дней обучения в университете мы знали о предстоящем путешествии. Правда, казалось, что два года ожидания являются достаточно длительным сроком. Но как мы ошибались…

Вплоть до самого отъезда мы не знали о том, что именно будет входить в программу. Разговоры, обсуждения и различные предположения по поводу предстоящих испытаний только раззадорили любопытство и заранее сплотили нас. По приезде в Москву неопределенность мгновенно рассеялась. На станции метро «Октябрьская» нас встретила заведующая сектором методической работы с художественными музеями России Русского музея Инга Игоревна Филиппова. Она сообщила нам о последующих действиях и раздала распечатанные программы практики. Да, предстояло сделать многое: посетить Третьяковскую галерею, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Музей современного искусства на Петровке, усадьбу «Останкино» и музей-заповедник «Московский Кремль»…

Расписание музейных занятий радовало глаз! Все было организовано самым удобным образом. После основной программы, в оставшееся время мы вполне могли успеть посетить и другие не менее интересные и легендарные места. Например, «Мультимедиа Арт музей» на Остоженке, который радушно встретил нас, представив четыре этажа потрясающих экспозиций выставок фотографий разных жанров. Винзавод подарил возможность совместить приятное с полезным, культурное с игривым на выставке в галерее Реджина «Тренажеры миропорядка» творческого дуэта ЕлиКука. Центр дизайна Artplay завлек нашу группу на вернисаж выставки «Отвергнутая действительность», открытой в рамках специальной программы III Московской международной биеннале молодого искусства…

Москва не может оставить равнодушным. Впечатления от этого города у каждого из нас осталось сугубо индивидуальными. Кто-то говорил о сильном давлении темпа жизни, другие отмечали очарование скорости и бесконечных возможностей. Чего не отнять наверняка, так это внимательное отношение организаторов и поразительную воодушевленность музейщиков, наших проводников в мир искусства. Так, например, научный сотрудник Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков Игорь Евгеньевич Фетисов покорил своей манерой преподнесения не легкого для восприятия материала и лаконичностью суждений об искусстве импрессионизма и постимпрессионизма. Посетители музея благодарили нас за уникальную встречу с таким знающим и располагающим к себе человеком. И это далеко не единственный случай за все время практики.

Через несколько дней мы переместились в культурную столицу страны. Петербург встретил нас густым туманом и дождем. Контраст был на лицо. Потом многие только и делали, что познавали действительность, как говорится, в сравнении. Оно и верно, иная планировка города, другое отношение местных жителей. Но это ли главное? Нас ждала абсолютно другая программа, не менее интригующая и богатая на сюрпризы…

Если в Москве мы изучали экспозиции музейных залов и галерей, то в Санкт-Петербурге основное время мы проводили в настоящих исторических местах, парках, пригородах. Летний сад, Михайловский и Мраморный дворцы, Русский музей и Эрмитаж, Большой дворец и Приоратский замок в Гатчине, и, конечно, поражающий глаз и душу Петергоф. Важно отметить тот факт, что экскурсоводы и научные сотрудники музеев из раза в раз начинали свое повествование с краткой исторической справки, а лишь потом переходили к рассказу о внутреннем убранстве помещений. Такой подход очень важен, ведь для полноты восприятия всегда необходим исторический контекст, поэтому, низкий поклон трудящимся на фронте культуры и искусств. Правда, если быть до конца честными, то общее впечатление смазали погодные условия. Запланированные пешеходные экскурсии были обречены на провал, а те, что проводились по большим архитектурным памятникам, проходили в неизбежной угрюмой пасмурной атмосфере. Тем не менее, мы оказались сильнее всех внешних факторов и смогли по-настоящему насладиться невероятной красотой интерьеров Мраморного дворца, восхититься фонтанным комплексом в Петергофе и, наконец, увидеть собственными глазами «Самсона, разрывающего пасть льву» Козловского. Постепенно погода наладилась, что дало дополнительный заряд и под конец поездки открыло второе дыхание.

И вот, последний день пребывания в Петербурге. Уставшие, мы уже с трудом передвигались по городу... Но кто бы мог подумать, что организаторы приберегли все самое лучшее и вкусное напоследок. За один день мы побывали в трех совершенно разных местах. Первым нас встретил Михайловский замок. Его интерьеры, украшенные живописными произведениями россики XVIII века, вмиг оживили в нашей памяти тот материал, который не так давно нам приходилось учить лишь по страницам учебников и конспектов. Можно назвать настоящим везением, когда тебе удается прикоснуться к подлинному и, говоря словами философа Вальтера Беньямина, ощутить момент «произведения искусства здесь и сейчас».

Далее нас ожидал реставрационно-хранительский центр Эрмитажа в «Старой деревне» с невероятно обширной коллекцией предметов мебели, картин, скульптур. Мы познакомились с современными принципами  хранения музейных предметов. Каждый имел возможность ощутить себя «тайным агентом искусства» со всеми прилагающимися: секретными дверными кодами, стальными массивными лифтами с серьезными провожающими в строгих костюмах…

Но самым удивительным событием дня стало погружение в самую, что ни на есть, правдивую атмосферу мастерской! Питерские художники Юрий Штапаков и Петр Белый с большим вниманием приняли всю нашу шумную и многочисленную группу в своей печатной студии – убежище творческих людей. Юрий Александрович провел с нами практическое занятие по техникам печатной графики. Словно малые дети мы хватались за любую предложенную работу. Линография, ксилография, монотипия – все эти разновидности гравюры прошли через наши пальцы. Вот она, наковальня искусства! При встрече гостей хозяева обычно говорят, чтобы ты чувствовал себя как дома. Однако относительно этой мастерской так хотелось принять услышанную классическую фразу всерьез и остаться в «новом доме» хотя бы еще на несколько дней…

Сложно возвращаться обратно со спокойным сердцем и душой, невозможно  остаться прежним. После такого ошеломительного количества увиденных мест и вещей множество мыслей и решений поселилось в наших юных головах. Поездка подошла к концу, но после нее как раз все только начинается!

Выражаем благодарность организаторам музейной практики  заведующей отделом художественных музеев России ГРМ Т. А. Яковлевой, заведующей сектором методической работы с художественными музеями России ГРМ И.И. Филипповой, сотруднику отдела художественных музеев России А. А. Федотовой, старшему научному сотруднику  отдела художественных музеев России М. Г. Красовитовой и всем музейщикам Москвы и С.-Петербурга, которые работали с нами.


© 2024 Департамент искусствоведения, культурологии и дизайна УрФУ. Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.