Департамент искусствоведения, культурологии и дизайна УрФУ

На главную / В архив

Памяти Виталия Воловича

volovich

(03.08.1928 - 20.08.2018)

22 августа 2018 года Екатеринбург попрощался с Народным художником России, академиком Российской академии художеств, выдающимся российским графиком Виталием Михайловичем Воловичем. Его вклад в художественную культуру Урала и, в целом, России трудно переоценить. Самый именитый мастер Свердловска-Екатеринбурга был известен далеко за его пределами.

Его профессиональные предпочтения определись очень рано:  с детства он был погружен в мир литературы и искусства. В родительском доме была богатейшая библиотека, содержавшая не только современные издания, но дореволюционные, в том числе и «крамольные» по тем временам. В ней он часами рассматривал иллюстрации Г. Доре к «Неистововму Роланду», М. Леруа к «Трем мушкетерам», П. Гаварни к «Огасферу», листал книги с рисунками В. Каульбаха, В. Гартмана, М. Добужинского, А. Менцеля, У. Бердслея, М. Врубеля, читал Библию, «Историю крестовых походов», произведения Д. Байрона, В. Скотта, М. Сервантеса, В. Шекспира, А. Дюма, Э. Ренана, «Историю искусств» К. Вермана и П. Гнедича, эстетские дореволюционные журналы «Мир искусства» и «Аполлон». Уже тогда Виталий старался удержать ускользающие образы истории в  графических изображениях: увлеченно рисовал замки, вырезал из картона и раскрашивал фигурки рыцарей, герольдов, оруженосцев, словно убегая в романтику Средневековья от скудного военного настоящего.

В годы войны в скромном доме мамы художника – писательницы и журналистки Клавдии Владимировны Филипповой (1902—1950), собиралась театральная, художественная, литературная элита города: эвакуированные писатели М. Шагинян, С. Марголис, художник Ф. Лемберский,  близкие друзья семьи Е. Хоринская, Б. Дижур, Н. Попова. В гостях бывал и Павел Бажов, показывавший Виталию свои книги, выпущенные в разных странах (мальчику запомнилось издание, в котором Данила-мастер был в типичном японском обличье).

В 15 лет Виталий Волович поступил в Свердловское художественное училище, где в то время работали талантливые педагоги, прошедшие обучение у крупнейших мастеров Москвы и Ленинграда (П. Голубчиков, Ф. Шмелев, Г. Мелентьев, А. Жуков и др.). Особо запомнился юноше Давид Розмарин, сделавший своим ученикам своеобразную «прививку против соцреализма» совместным рассматриванием репродукций работ художников-модернистов (Ван Гога, Вламинка, Дерена, Пикассо). В 1946 году в училище недолго работал Эрнст Неизвестный, уже побывавший на войне и познавший смерть, запомнившийся характерной мимикой, пронзительным взглядом  и улыбкой, возникавшей «отдельно от лица». С тех пор у них завязались дружеские отношения.

Сильное воздействие на становление художника оказал Сергей  Михайлов (1905-1985) – тонкий живописец, учившийся в Казани в мастерской Николая Фешина. Он не преподавал в училище, но лично дал юноше важные профессиональные советы: «не срисовывать, а как плотник, вырубать сначала грубую форму», думать «о конструкции предмета прежде всего». Эти слова «проросли» в рисунках и гравюрах Воловича 1970-1980-х годов, когда они приобрели ярко выраженный конструктивный характер. Уже в училище у Воловича пробудился интерес  к гравюрным техникам, но все же он мечтал тогда быть живописцем, о чем восторженно писал в своем дневнике: «И я постигну тебя, живопись! Я не отступлю ни перед кем и перед чем!».

Книжные успехи, участие в выставках различного уровня  открыли Воловичу дорогу в Союз художников СССР, куда он был принят в 1956 году. В те годы профессиональное объединение художников в Свердловске было небольшим, его членов связывала атмосфера братства и общих интересов. В 1957 году Волович получил свою первую персональную студию в только что построенном  Доме художника. Потом адреса мастерской менялись, но ее пространство всегда осознавалось художником как естественная и необходимая жизненная среда, где он неистово работал по 10-12 часов ежедневно, вплоть до последних месяцев жизни.

К середине 1960-х годов Волович сложился как художник книги. Именно тогда определился его излюбленный репертуар – европейская классическая литература, выработалась узнаваемая стилистическая манера, построенная на остроте и угловатости линий, гротескных трансформациях изображения, изломах формы, композиционных контрастах. Он оценил огромные возможности книжной иллюстрации для художественного творчества: ее меньшую зависимость от идеологии и политических лозунгов, способность давать условия для экспериментов, да и просто свободно творить. Литературные шедевры западноевропейского Средневековья и Возрождения дали художнику возможность размышлять и о всеобщих, вневременных вопросах, и о проблемах современности, вникать  в замысел великих авторов, точно воссоздавать аскетическими деталями историческую эпоху произведения и создавать свой индивидуальный художнический универсум, наполненный знаками и символами.

В 1980–2000-е годы важной темой в творчестве Воловича стал наш город, в котором он особенно предпочитал его старые улочки и неказистые  постройки, большинство из которых осталось сейчас только на его работах. Неудивительно, что мастер вместе с друзьями-коллегами Мишей Брусиловским и Германом Метелевым был запечатлен Андреем Антоновым в скульптурной группе «Горожане», превратившейся сейчас, после ухода из жизни всех ее персонажей, в знаковый  городской памятник.

О творчестве Виталия Воловича писали многие уральские и столичные искусствоведы. Но особая роль в осмыслении искусства мастера принадлежит преподавателям и выпускникам кафедры истории искусств Уральского университета, начиная с первых статей Сергея и Галины Голынец, Ольги Уроженко. В Центре современной культуры УрГУ/ УрФУ неоднократно проходили персональные выставки Воловича, неизменно имевшие большой успех в студенческой и преподавательской среде. Встречи и беседы с художником начинающих и маститых искусствоведов продолжались в его мастерской. Интеллектуальность и масштабность личности художника-мыслителя, потрясающе интересные рассказы о пережитом и увиденном, человеческое обаяние оставляли неизгладимый след в памяти всех, кто имел счастье с ним общаться.

Разносторонне и энциклопедически образованный человек, обладавший  исключительными знаниями в области литературы и искусства, литературно и музыкально одаренный, истинный интеллигент, Виталий Волович поистине являл собой личность ренессансного типа.

На золотой медали Российской академии художеств, которой Волович был награжден за вклад в развитие искусства, выгравировано одно слово – «Достойному». В высшей степени подходящее определение личности Мастера, который всегда был верен своему профессиональному призванию. С уходом Воловича словно ушла романтическая эпоха «шестидесятничества», с ее благородными гуманистическими устремлениями.  

Тамара Галеева, Александра Филинкова и преподаватели кафедры истории искусств и музееведения 


© 2024 Департамент искусствоведения, культурологии и дизайна УрФУ. Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.