Свои лекции Ханс Кнолль построил по принципу от общего к частному. Постепенно передвигаясь по схеме рынка искусства, лектор дошел до институций участвующих в его формировании. Схема представляет пример европейского развития учреждений культуры, поэтому помимо привычных музея, галереи, образовательных учреждений в схему были включены такие институции, как Kunsthalle и Kunstverein. Они не имеют аналогов в русском языке, но их можно перевести как выставочный зал и ассоциация художников, соответственно. От рассмотрения учреждений участвующих в создании художественного процесса перешли к временным событиям в культурной сфере. Екатеринбургу знакомо одно из таких событий – это биеннале, а в скором будущем станет известно, будет ли город приветствовать гостей на другой временной выставке – ЭКСПО. В свое время ЭКСПО принимали такие культурные центры как Лондон, Париж, через два года примет Милан и важно отметить, что финансовое состояние страны определяет развитие индустрии современного искусства. На сегодняшний день самый большой интерес к современному искусству в США, Франции, Германии, Японии. В России и бывших странах соцлагеря восточной Европы наблюдается интерес к локальному искусству, коллекционеры не проявляют большого интереса к международным контактам.
Наиболее интересно было услышать о собственной карьере Кнолля как галериста. Сначала, открыв галерею в Вене, работа практически стояла, но через несколько лет Кнолль открывает первую галерею в восточном блоке в Будапеште, что обусловило его известность. В 1989 г. Кнолль привез в Будапешт работы известного американского концептуалиста Йозефа Кошута. Кнолль шел на определенный риск, помимо того, что он открыл частную галерею в коммунистической стране, где практически никто не мог себе позволить приобрести работы современного искусства, так он привез американского концептуалиста Йозефа Кошута, имя которого само по себе делало сенсацию. К счастью для галереи в тот же год пал «железный занавес» между коммунистической Венгрией и демократической Австрией. Что не могло сказаться на активности галереи.
Работа галериста заключается в непосредственном контакте с художником, тем более Ханс Кнолль занимается исключительно современным искусством. Для него известны пути выхода художника в пространство арт - рынка. О трех путях карьеры художника была одна из лекций курса арт-менеджмента. На ней помимо студентов нашего факультета присутствовали и художники Екатеринбурга. Именно с екатеринбургскими художниками будет связан проект галереи Кнолля и галереи Ural Vision. Отбор для него осуществлял сам галерист. Будем надеяться, что этот проект воплотиться в жизнь и Ханс Кнолль еще не раз посетит наш город.
Мария Склярова