Выставка "Атомная провинция: следы и отпечатки"
На выставке представлены графические работы членов легендарной уральской арт-группы «Атомная Провинция», сложившейся в 1986–1988 годах в технополисе Заречный (рядом с Белоярской АЭС) – Виктора Давыдова, Анатолия Вяткина и Сергея Павлушина (1963–2018). Объединение и одноименная галерея (официально учреждена в 1993 году) неразрывно связаны со становлением в начале 1990-х гг. актуальных практик визуального искусства в регионе: прежде всего – перформанса и видео-арта. Художники «Атомной провинции» первыми стали сотрудничать с зарубежными перформерами, раньше других заинтересовались формированием арт-рынка в постсоветском Екатеринбурге (провели на эту тему семинар «7+1» в 1987 году).
В экспозицию включены станковые работы членов группы, рождавшиеся в их творчестве одновременно с дерзкими акциями, перформансами и видео-артом в первой половине 1990-х годов. Это – «тихая графика», неброские листы в различных техниках, большинство из которых представляют собой монотипии, а в авторском обозначении – монопринты, позволяющие с одной печатной формы получить два оттиска. Из других техник художниками использованы акватинта, офорт, а также вполне традиционные акварель и гуашь, в которых авторская фантазия и индивидуальность позволяют создавать оригинальные произведения. Некоторые листы были показаны на выставке «Отпечатки» в Американском информационном центре в 1995 году, большинство – демонстрируется впервые (в частности, работы Сергея Павлушина).
В графических листах линия, пятно, ритм визуализируют волнующие художников темы, литературные сюжеты и отдельных персонажей. Так, в иллюстрациях к роману Р. Л. Стивенсона «Остров сокровищ» (1987) Сергей Павлушин, соединяя акватинту, офорт и сухую иглу, создает гротескные сцены, в которых контрастные тоновые сочетания, жесткие прерывистые линии выдают перипетии судьбы «морского волка». В монопринтах из серии «Анна К.» (1994) этого же автора доминируют, напротив, мягкость цветовых переходов, размытость контуров и прозрачность красочных слоев, вызывающих неопределенные и противоречивые эмоции.
В работах Виктора Давыдова и Анатолия Вяткина события и люди изображены предельно условно, очерчены беглыми контурами, но вполне узнаваемы. В экспозиции выделяются, например, два портрета Сергея Павлушина, созданные друзьями: гротескный карандашный рисунок Давыдова и экспрессивное контрастное изображение Вяткина раскрывают сложные стороны его личности. Используя простые обобщенные формы, неожиданные визуальные элементы (отпечатки грубой подошвы мужских ботинок) художники погружают зрителя в контекст повседневности или уводят за пределы географических ограничений и земного тяготения. Неизменная ирония, легкий гротеск придают графическим листам всех трех авторов узнаваемость, индивидуальный характер.
Объединение, активно и ярко вошедшее в искусство региона первыми явлениями медиа-арта и перформансами, на выставке обогащается новыми смыслами и образами. Владение трудоемкими печатными техниками, умение актуализировать традиционные приемы изображения, разнообразие фактур, необычность типажей, острота ритмических перепадов придают графике художников «Атомной провинции» уникальный характер. Это не только «отпечатки» времени, но и реальные заметные «следы» в современном искусстве Урала.
Над выставкой работали студенты-искусствоведы группы УГИ-393401: Дарья Алексеева, Артем Белоусов, Дарья Береснева, Александр Гудовщиков, Анастасия Дегтярева, Екатерина Звездина, Дарья Крапивина, Екатерина Островская, Ольга Устьянцева
Куратор: Вероника Подрядова
Центр современной культуры УрФУ выражает благодарность за предоставленные материалы Владимиру Быкодорову, Анатолию Вяткину, Виктору Давыдову, Анне Литовских, Светлане Усольцевой.
Директор Центра современной культуры УрФУ – Тамара Галеева Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Координаторы – Светлана Дубовскова, Вероника Подрядова Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.