Кафедра истории искусств

Из истории кафедры

 

В 1960 году известный исследователь художественной культуры промышленного Урала, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР Борис Васильевич Павловский (1922—1989) основал на филологическом факультете Уральского государственного университета кафедру истории искусств. Наша кафедра стала первой в России за пределами Москвы и Ленинграда искусствоведческой кафедрой.

Уральское искусствознание зарождалось на рубеже XIX ― XX веков на базе местного краеведения, художественной педагогики и литературной публицистики. Значительный импульс получило оно в годы Великой Отечественной войны, когда на Урале, в частности в Свердловске, в эвакуации оказались крупные художественные, литературные, музыкальные, театральные силы страны. Тогда лекции находившихся в нашем городе сотрудников Государственного Эрмитажа и преподавателей искусствоведческого отделения Московского государственного университета оказали большое влияние на студента факультета журналистики Бориса Павловского. Получив диплом журналиста, Б. В. Павловский начал писать об искусстве, интерес к которому проявил еще в довоенные годы.

Первые преподаватели кафедры прошли разные искусствоведческие школы. Сам Б. В. Павловский считал себя учеником одного из ведущих исследователей отечественного искусства, заведующего кафедрой русского и советского искусства МГУ А. А. Федорова-Давыдова, под руководством которого писал кандидатскую, затем докторскую диссертацию. Были среди первых преподавателей кафедры и выпускники ленинградских вузов.

Вместе с Б. В. Павловским у истоков искусствоведческого образования на Урале стояли Степан Петрович Ярков (1924―2009), до конца жизни проработавший на кафедре истории искусств; М. А. Аникина; К. П. Гордеева ― ныне старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа; И. Ф. Ременец ― ныне преподаватель Свердловского художественного училища; кандидат искусствоведения, в последствии профессор Уральской государственной архитектурно-художественной академии А. А. Берсенева (1932―2009); В. Г. Тяжелых; Г. И. Белянкин ― в последствии главный архитектор Свердловска, народный архитектор СССР, академик Российской академии архи-тектуры и строительных наук, председатель Президиума Свердловского отделения Российской академии архитектуры и строительных наук; Р. А. Шеин ― один из основоположников уральского дизайна; театральный критик, кандидат искусствоведения Я. С. Тубин (1925―1989). Долгие годы на кафедре проработала Нина Петровна Якимова (1944―2006), читавшая курсы по отечественному искусству XX века, по истории театрально-декорационного искусства и др.

Становлению кафедры способствовали преподаватели смежных специальностей, руководство университета и филологического факультета: доктор философских наук, заведующий кафедрой эстетики, этики, теории и истории культуры философского факультета А. Ф. Еремеев (1933―2002); доктор филологических наук, исследователь уральской литературы, декан филологического факультета И. А. Дергачев (1911―1991); кандидат филологических наук, исследователь творчества П. П. Бажова, заведующий кафедрой русской литературы XX века М. А. Батин (1910―1982), проректоры УрГУ по заочному и вечернему отделениям А. Ф. Козьменко, П. С. Томилов.

Опираясь на опыт столичных вузов, кафедра истории искусств Уральского университета постепенно искала свой путь, вырабатывала свою специфику. Проявлением этой специфики стала, в частности, демократичность в работе со студентами, умение учитывать их запросы и потребности, ведь многим из них помимо искусствоведческого нужно было широкое гуманитарное образование. И кафедра предоставляла такую возможность своим студентам. Многие приезжали из отдаленных уголков, прежде всего из восточных регионов страны. Но немало в числе наших студентов было и приезжих из европейской части России и из союзных республик.

Постепенно складывались научные интересы кафедры. Труды Б. В. Павловского задали основное направление ее научной работы ― изучение художественной культуры Урала. Параллельно с исследованием светского искусства началось изучение искусства культового. Изучение уральской иконописи позволило выявить уникальное художественное явление, получившее определение невьянской школы. Исследовалась уральская архитектура от барокко и классицизма до модерна и конструктивизма. Благодаря изучению истории художественного образования на Урале, в научный оборот были введены многие забытые имена уральских художников. Выпускники и преподаватели кафедры не ограничивались изучением истории художественной культуры региона. Они активно писали и продолжают писать о современном художественном процессе, выявляя в нем и общие закономерности развития отечественного искусства, и местную специфику.

Учитывая достижения в изучении культуры Урала, кафедра расширяет научную проблематику и рассматривает уральское искусство в контексте общероссийских и мировых художественных процессов, что отражено в названии основной научной темы кафедры «Русское искусство: история и современность, столица и провинция, связь с другими национальными школами».

Опираясь на опыт уральских искусствоведов, выпускники кафедры исследуют художественную культуру своих регионов: Западной и Восточной Сибири, Алтая, Удмуртии, Северного Казахстана, Тувы. Тем самым привлекается внимание отечественного искусствознания к культуре регионов, отдаленных от известных художественных центров.

Интересы кафедры не ограничиваются региональным материалом. Одной из главных научных тем кафедры стала культура Серебряного века и искусство Русского зарубежья. Так в 1987 году по инициативе С. В. Голынца в Перми была организована первая в нашей стране выставка, посвященная Сергею Дягилеву, разработана долгосрочная программа Дягилевских чтений, ставших составной частью Международного фестиваля «Дягилевские сезоны: Пермь — Петербург — Париж».

Научные труды выпускников и преподавателей кафедры по художественной культуре Урала, искусству Серебряного века и русского зарубежья получили широкое признание в России и за рубежом, отмечены федеральными и местными премиями, медалями и грамотами Российской академии художеств, с региональным отделением которой «Урал, Сибирь и Дальний Восток» кафедра тесно сотрудничает.

Большое внимание кафедра уделяет современному отечественному, в том числе уральскому, и зарубежному искусству. Cтуденты активно включаются в художественную жизнь Екатеринбурга. Они общаются с художниками, посещают выставки и творческие мастерские, сами принимают непосредственное участие в организации выставок, проводимых Центром современной культуры, музеем Б. У. Кашкина, Екатеринбургским филиалом Государственного центра современного искусства, возглавляемым выпускницей кафедры истории искусств А. Ю. Прудниковой.

Еще одно из научных направлений кафедры ― художественная культура Востока. Воспитанники и преподаватели кафедры исследуют, в частности, буддийское искусство, его религиозно-философские основы и художественную образность.

С первых лет своей работы кафедра привлекала к сотрудничеству известных отечественных ученых-искусствоведов. В разные годы государственную аттестационную комиссию по специальности «искусствоведение» возглавляли И. А. Бродский, заслуженный деятель искусств РСФСР, доктор искусствоведения, профессор Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина; А. Л. Каганович, доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой русского и советского искусства Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина; В. П. Толстой, заслуженный деятель искусств РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР, заведующий сектором монументального искусства НИИ теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР; Н. Н. Калитина, доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой истории искусств Ленинградского государственного университета; Н. А. Дмитриева, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник НИИ истории искусств, лауреат государственной премии РФ; В. А. Барадулин, кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры РФ, заместитель директора НИИ художественной промышленности Министерства легкой промышленности РСФСР; кандидат искусствоведения Д. З. Коган; доктор искусствоведения Г. С. Островский; М. А. Реформатская, кандидат искусствоведения, доцент Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова; М. А. Бусев, кандидат искусствоведения, член-корреспондент Российской академии художеств, заместитель директора НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ.

Лекции студентам читали доктор искусствоведения, академик Российской академии наук, выдающийся исследователь отечественного искусства XIX ― начала XX века Д. В. Сарабьянов; член-корреспондент Российской академии наук, исследователь древнерусского искусства Г. И. Вздорнов; заслуженный деятель искусств РФ, художественный критик, исследователь русского искусства, ведущий отечественный историк и теоретик книжного искусства Ю. Я. Герчук; заслуженный деятель искусств РФ, художественный критик, специалист в области теории искусства А. М. Кантор; доктор философских наук, исследователь русского искусства XVIII века, директор музея-усадьбы Останкино Г. В. Вдовин; доктор искусствоведения, профессор Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, заведующая сектором Государственного Русского музея Е. П. Яковлева и др. Постоянно сотрудничают с нашей кафедрой исследователи современного искусства, художественные критики кандидаты искусствоведения Г. Ю. Ершов, С. А. Савицкий.

Выпускники кафедры играют заметную роль в художественной жизни Урала и Сибири, успешно работают в столичных вузах, научно-исследовательских институтах, в крупнейших музеях страны, в ближнем и дальнем зарубежье. Они становятся специалистами по истории и современному состоянию русского и мирового изобразительного искусства; сотрудниками и руководителями государственных, корпоративных и частных музеев, галерей, фондов; владельцами галерей; арт-диллерами; критиками традиционных, сетевых и медийных форм искусства; организаторами и кураторами выставок; экспертами художественных произведений и аналитиками художественного рынка; стилистами; преподавателями высших и средних учебных заведений.

С 1987 по 2015 год кафедрой заведовал Сергей Васильевич Голынец, профессор, академик Российской академии художеств. С 2015 года кафедру возглавила Тамара Александровна Галеева. С 1991 года кафедра — в составе факультета искусствоведения и культурологии.

При кафедре истории искусств действует аспирантура (специальность «изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура» — 17.00.04). С 2010 года кафедра осуществляет набор в магистратуру по программе «История отечественного искусства» (форма обучения: очная, заочная).

Сергей Васильевич Голынец

Контакты

ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»,
Департамент искусствоведения, культурологии и дизайна
620000, г.Екатеринбург, пр.Ленина, 51,
Телефон: +7 (343) 389-94-19, 
+7 (343) 389-94-20
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Как к нам добраться?