Выставка Татьяны и Александра Степановых «ТЕАТР-ТЕАТР».
Уральский федеральный университет
Департамент искусствоведения, культурологии и дизайна УрФУ
Центр современной культуры
представляют
21.11 – 07.12.2019
ВЫСТАВКУ ТАТЬЯНЫ И АЛЕКСАНДРА СТЕПАНОВЫХ
«ТЕАТР-ТЕАТР»
Работы объединены темой театра в «двойном преломлении» – ассоциативно и сюжетно связаны с театром и социумом одновременно. В композиции используются известные театральные понятия: «занавес», «портал», «монолог», «арлекин», «декорация», «персонажи», «мизансцена» и др. Работы конфигуративно и структурно напоминают театральные эскизы, но не являются ими, т.к. главная их идея – это увидеть окружающий мир «сквозь театральность».
В содержании работ активно используется цвет, выполняющий функцию «ассоциативного коммуникатора». Также мы опираемся на такие тропы, как метафора, аллюзия, гипербола и др.
ОТ АВТОРОВ
Форма, как принято считать, передаёт ту или иную воздействующую на адресанта информацию во сзаимодействии с содержанием. Единство формы и содержания – это безусловный и безупречный критерий качества рожденного художником образа. Но кто доминирует в этом единстве – выявить сложно, а зачастую невозможно. Ситуативно выглядит это так: то содержание «ищет» свою форму… то форма «отыскивает» своё содержание… То есть единство их диалектическое. Форма и содержание находятся в ситуации борьбы между собой до тех пор, пока не установится их структурный синтез, образуется их целостность, монолитность. Содержание – это далеко не то, что поэт назвал «огнем, мерцающим в сосуде». Огонь в сосуде (или вода, или вино) – это скорее содержимое, а не содержание. Само содержание гораздо сложнее и глубже, а часто и вообще не имеет ясности, отчетливости. Чтобы его сформулировать, недостаточно языка вербального, пластического, музыкального или какого-либо другого. Содержание, как стихия, захватывает все языковые формы, проникает в них, интегрирует их, а также на них и влияет. Художник может управлять содержанием, но только в небольшой степени. Например, поставить содержание в зависимость от желаемых собственных условий. Это чаще всего желание того, что художник хочет понять, а потом поделиться (или не поделиться) этим с окружающими.
То есть, художник может идти от содержания. А передать его получается только формой. Вот тут и начинаются диалектические противоречия. Можно, конечно, идти и от формы к содержанию, но результат (при условии, если художник работает честно, искренне) всё равно будет таким же. Поэтому, как кому заблагорассудится.
Если посмотреть на наш проект «Театр-Театр» с этой точки зрения, то процесс его формирования связан с двумя векторами: от содержания к форме; от формы к содержанию. Эти векторы в нашей работе пересекаются, переплетаются, касаются друг друга и т.д. Но, в целом, все подчинено так называемому содержанию, которое можно определить, как взаимодействие театр – социум. Поскольку мы понимали, что пластически выразить это взаимодействие сложно (настолько оно многомерно и глубоко), то остановились на предъявлении концепта: это взаимодействие театр – социум есть. Потому, что театр вырос из социума, а, может быть, и социум появился из театра. Отсюда мы поставили задачу – обратить внимание зрителя на взаимодействие театра и социума в понятной пластической форме, не очень детализированной.
Такая форма в театральной среде называется эскиз. Она является промежуточной, предшествующей воплощению образа в материале на сцене. Такую же функцию эскиз выполняет и у художников-станковистов (и др.). Выбрав эскиз (как форму) для реализации нашего проекта, тем самым мы хотели сказать: проект не закончен, у него предполагается продолжение.
ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ СОСТОИТСЯ 21 НОЯБРЯ В 17:30 В ВЫСТАВОЧНОМ ЗАЛЕ ЦСК УРФУ (ЛЕНИНА 51, 4 ЭТАЖ)
О художниках
Татьяна Степанова — художник, педагог, искусствовед. Доцент кафедры культурологии и дизайна УрФУ. Член Союза Художников России с 1996 года. Окончила Свердловское художественное училище в 1972 году, Уральский государственный университет — в 1982 году. Работы хранятся в собраниях ЕМИИ, картинной галерее Ирбита, в частных коллекциях России, Прибалтики, Украины, США, Италии, Японии, Германии, Франции, Израиля.
Александр Степанов — искусствовед, художник, педагог. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна интерьера РГППУ. Окончил Уральский государственный университет в 1980 году. Член Союза художников России с 1997 года, член правления Екатеринбургской организации Союза художников РФ, один из организаторов всероссийского фестиваля УралГрафо.
Над выставкой работали: Тамара Галеева, Любовь Копосова, Наталья Пономорева, Влада Позднякова.
Контакты: директор ЦСК — Тамара Галеева Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . Координатор — Позднякова Влада 89089085383 Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если вы не сотрудник и не студент университета, для входа в университет вам потребуется паспорт.
Центр современной культуры — структурное подразделение факультета искусствоведения, культурологии и дизайна УрФУ, содействующее развитию актуальных форм культуры и искусства в Уральском регионе, обеспечивающее научно-практическую базу учебного процесса студентов УрФУ.