Тихий дар

tihiy-dar-4
29 марта – 15 декабря 2010
«Тихий дар. Мир Каменских»
 
Секрет самодеятельного искусства в его истоках, интрига – в причинах его существования. Часто наивное искусство развивается вопреки обстоятельствам, будучи лишенным одного из важнейших условий для эволюции – профессионального образования.

Но в этом и ценность творчества наивных художников – они творят, не имея за плечами академических навыков, довольствуясь лишь собственными знаниями и наблюдениями за миром. И тем уникальнее их представления, их эмоционально живые, искренние порывы.  И тем интереснее то, каким они видят этот мир, волнующий и заставляющий их изображать и преображать его всеми доступными им способами. 

Идея выставки, посвященной одному из удивительных самодеятельных уральских художников Федору Каменских (1908-1995), в том, чтобы приоткрыть этот таинственный творческий мир, дать зрителю возможность хотя бы частично проникнуть в него. Именно поэтому в экспозиции представлены не только законченные живописные произведения нижнетагильского самодеятельного мастера, но и старые незавершенные наброски, эскизы, а также записи художника, часто создававшего своеобразные пояснения к своим работам. К картине «Дары природы» автор написал «содержание»: «У хозяйки дачи день рождения. Она гуляла с сыном. Хозяин к ее приходу приготовил стол изобилия и встречает ее с цветами в руке…». Часто эти «текстовые приложения» включают и загадки, адресованные зрителю: «Всего в картине показано 6 видов зверей и 4 птицы – всего 10. Какие это звери и птицы? Найдите и назовите». Эти простые вопросы кажутся метафорой загадочности Вселенной, которую человеку надлежит постигнуть. 

Тема человека в творчестве Каменских необычайно важна. Несмотря на то, что чаще всего он писал именно пейзажи, в них присутствуют фигурки людей, которые, отнюдь, не являются стаффажем, напротив, они – отражение природы, ее альтер-эго. И почти всегда намечены свидетельства присутствия человека – силуэты домов с дымящимися трубами или «продукты цивилизации»: автомобили, корабли и поезда. В мире Каменских все для людей, мудрых, бережно и внимательно относящихся к окружающей среде. Что, очевидно, было характерно и для самого автора – часто он изображал растения и животных определенных видов совершенно узнаваемыми.  Картины Каменских – это изобразительные повествования, они раскрываются по мере рассмотрения, «прочтения» деталей, поэтому в его способности вербализовать изображение нет ничего удивительного. 

Лирические пейзажи Каменских иногда перекликаются по настроению с полотнами Левитана, которым он, несомненно, вдохновлялся. Лаконичный, но выразительный живописный язык выдает несомненный талант автора, а нехарактерное для наива стремление к разработке колорита отличает Каменских от большинства самодеятельных мастеров. Будучи свободным от стереотипов и правил, точнее, просто не зная их, Федор Каменских экспериментировал, соединяя жанры натюрморта и пейзажа («Дары природы»). 

Глубоко творческая способность мыслить художественными образами проявилась не только в живописи и карандашных набросках, но и в создании простецких «поделок»: карандашниц, рамок для фотографий, шкатулок, настольных игр для внуков.  Федор Каменских не был равнодушен к поэзии и сам писал стихи. «Тихий дар» художника пронизывал его мир насквозь, врожденная способность эстетического восприятия была стимулом для поиска вдохновения в самых простых вещах, несмотря на нелегкую жизнь человека, прошедшего через войну.

Дарья Костина 

Работы предоставлены семьей художника.   

Куратор – Дарья Костина 

Над выставкой работали: Вадим Гурьянов, Дарья Костина, Семен Ефимов, Вера Авдеева. 

Особенную благодарность за помощь в работе над проектом организаторы выражают Владимиру Селезневу. 

О художнике:

Каменских Федор Иванович (1908-1995)

Родился 3 мая 1908 г. в селе Таборы, Оханского района (уезда) Пермской области (губернии). С 1930 по 1933 гг. служил в городе Саранске. После демобилизации перебрался в Нижний Тагил. В 1934 г. окончил двухмесячные курсы художника-оформителя при редакции газеты «Тагильский рабочий». С 1939 г. участвовал в городских и областных выставках народного творчества.

С 1941 г. участник Великой Отечественной Войны. Демобилизован в 1946 г. с Забайкальского фронта. Награжден девятью медалями и Орденом Отечественной Войны II степени.

В 1987 г. получил диплом Всесоюзного фестиваля художественного творчества трудящихся. В 1987 и 1991 гг. прошли две персональные выставки в Нижнетагильском музее изобразительных искусств.

Умер 30 декабря 1995 года.                                                            

Работы находятся в Нижнетагильском музее изобразительных искусств и частных собраниях. 

Художник Владимир Селезнев о деде:

Рисование для него было хобби. Он не всегда ставил год создания на своих работах, но один из самых ранних рисунков был создан в 1936 году. Ранние из его сохранившихся работ это, в основном, копии с Шишкина, Левитана и других художников. Рисовал он всегда дома, сооружал некое подобие мольберта, прямо в своей комнате, брал кусок оргалита или лист оцинкованного железа и начинал работать. Одну картину он мог писать до трех месяцев, а то и дольше, правил уже написанные работы. 

Героями его картин часто были родные, правда, какого-то портретного сходства не увидишь. Но он сам иногда говорил, что вот в «Дарах природы» он нарисовал себя и свою жену, в другой картине - «Просека на станции Анатольской» - он нарисовал свою дочь (мою маму) и своего младшего сына Мишу. Или, например, в двух его картинах «День железнодорожника» и «70 лет труда и побед», скорее всего, он изображал себя, потому что он играл на баяне. 

С другими художниками он, насколько я знаю, не общался, сам по себе он был человек необщительный, даже в семье или с людьми знакомыми был немногословен. Он не очень любил критику. Помню такой случай: он только что закончил работу, которая называется «В поход за здоровьем», подзывает меня, спрашивает, нравится или нет, я говорю: «нравится, только почему солнце в одной стороне, а тени падают в другую?». Больше он никогда не показывал мне только что законченные картины и не спрашивал моего мнения. А вообще при всей своей молчаливости и замкнутости в душе он был ребенком, он как-то по-детски смотрел на многие вещи. 

Не припомню, чтобы он изображал себя в детстве, но зато он рисовал картины для своих детей и внуков, например, помню картину «Веселая компания», где разные звери играли на музыкальных инструментах и плясали на лужайке перед пряничным домиком. Когда мы с братом были маленькие, он на оргалите нарисовал нам игру по сказкам Пушкина: бросаешь кубик и ходишь по клеткам, раньше такие игры были популярны. 

Родные воспринимали его рисование как чудачество, например, многим нравилось, как он изображает природу или пишет натюрморты, но считали, что рисование людей ему не удается, и особой ценности в его живописи не видели. Он часто дарил картины родным на дни рождения, продал, насколько я знаю, всего две штуки по каким-то символическим ценам, что-то около 20 рублей. 

Я тоже считал, что дед просто ерундой занимается, до того, как поступил на худграф. Только когда я стал учиться, узнал, что были такие художники, как Пиросмани, Таможенник Руссо, Яковлев, существовали такие направления, как наивное искусство и арт-брют. Тогда я стал смотреть на его картины другими глазами. Но это случилось, к сожалению, уже после его смерти. 

Он очень интересовался политикой и тем, что происходит в стране, всегда смотрел новостные программы, выписывал много газет, в его комнате постоянно было включено радио. У нас раньше на стене висела большая карта мира, и, когда по телевизору сообщали что-нибудь вроде «в Бангладеш повстанцы захватили…», он, если не знал местоположение этой страны, начинал искать его на карте. Однажды, когда мне было лет десять, мы вместе смотрели телевизор, и в новостях что-то говорили про Албанию, я задал деду вопрос, какие обычно задают дети: «Деда, а Албания за нас?», - он мне ответил метафорически: «Албания - это проститутка». Он часто живо реагировал на какие-то новости, как-то комментировал их. Читал он в основном газеты и журналы, выписывали мы тогда много, и он читал все подряд, даже те журналы, что выписывали нам с братом. А из книг у него были в основном словари и разные детские книжки, помню, например, такой старый трехтомник сказок Афанасьева, который я читал в детстве. 

На оборотной стороне некоторых его работ написаны вопросы-загадки. Я думаю, он писал их  для семьи. Он очень любил такие игры и всегда, когда показывал работы кому-нибудь из родных, загадывал эти загадки, к  примеру: «сколько видов цветов на картине?» или «сколько овощей и фруктов в натюрморте?». 

Вывешивал дома свои картины он очень редко, они почти всегда стояли в углу. Обычно он вывешивал пару последних законченных работ, когда появлялись новые, он менял экспозицию. 

Мне кажется, его вполне устраивал его уровень, я думаю, что его даже не расстраивало то, что изображения людей не очень получались. Хотя он очень долго писал лица, и переписывал их много раз, это даже видно по толстому красочному слою. Но ему очень нравилось, когда кто-то хвалил его новую картину, он и сам подолгу любовался своими новыми работами, сидя на стуле напротив. Мне кажется, ему очень нравились его произведения.

Смотрите все фотографии с мероприятия на Google+

 

 

Контакты

ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»,
Департамент искусствоведения, культурологии и дизайна
620000, г.Екатеринбург, пр.Ленина, 51,
Телефон: +7 (343) 389-94-19, 
+7 (343) 389-94-20
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Как к нам добраться?