В субботу вечером, в воскресенье утром
Великобритания, драма, 1960 г., 1 час 29 мин.
Режиссер: Карел Рейш.
В ролях: Альберт Финни, Ширли Анна Филд, Рейчел Робертс, Хильда Бейкер и др.
Карел Рейш любил Британию. Он переехал на остров из родной Чехии в 13-летнем возрасте и всячески старался искоренить свое иностранное происхождение. Так говорят. И он же, Карел Рейш — один из основателей нового реализма в английском кинематографе 1950-60-х, который откровенно критиковал современное ему британское общество.
Основой для сюжета «В субботу вечером, в воскресенье утром» стала социальная новелла Алана Силлитоу. Реализма фильму добавили приемы съемки документального кино, с которого и начинал Рейш: выверенная режиссура, острый монтаж, натурные съемки.
Главный герой истории — рабочий Артур, который трудится на токарном станке исключительно ради денег, а личное счастье кует в утехах жены коллеги. Он пьет пиво, чуть-чуть бунтует и хулиганит, ходит с другом на рыбалку и главной целью считает веселье. Рассуждения о смысле жизни, создание семьи, даже карьера — это не для него. Всё меняется нежданно: новая подружка превращается в первую большую любовь, прежняя подружка беременеет. Что-то будет дальше?
Силлитоу и Рейш рассказали простую и понятную историю, реальность и узнаваемость которой гипнотизирует. Откровением является и игра Альберта Финни в его первой большой работе. Во времена перестройки молодые (и не очень) советские режиссеры также пытались показать современный им мир со всеми его проблемами, но у них получился жанр, названный в народе «чернуха и порнуха». Британцы же подняли свой кинематограф на новую эмоциональную и волну сырой правды.
Алан Силлитоу как-то написал: «искусство писателя состоит в том, чтобы объяснить сложность человеческой души с простотой, которая будет понятна всем». По этой же формуле работал и режиссёр Карел Рейш.
Читать ещё...